Для тех, кого всё-таки интересует святоотеческое толкование…
olesyandriy писал(а):Orthodox писал(а):Притча о десяти девах очень важна для понимания того, что нам нужно для спасения.
и. т. д.
Хорошее толкование. Но несколько вопросов:
1. Если масло - Дух Святой, то как Он может кончиться?
Легко. Об этом ещё Давид писал: [
Пс.50:13] «
Духа Твоего Святаго не отними от меня».
Все девы вначале имеют елей в светильниках. Что это значит?
[
2 Кор.11:2] «
я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою». Девы – все христиане, получившие благодать Святого Духа (елей) в таинстве крещения. Каждый знает, что после крещения человек как на крыльях летает – Бог даёт благодать Духа Святого «авансом».
Далее девы выходят навстречу Христу (Жениху) – это означает беспорочную христианскую жизнь. В конце притчи девы остаются девами, т.е. сохранили непорочность, праведность и все хотят встречи с женихом, т.е. не перестали быть христианами. Единственная разница – елей – благодать Духа Святого. Разумные девы позаботились о елее, а неразумные – нет. Те христиане, которые даже сохранят непорочность с момента крещения, но не позаботятся о стяжании благодати Духа Святого, не спасутся: [
Евр.12:14] «
Старайтесь иметь … святость, без которой никто не увидит Господа». Они останутся во «тьме кромешной», несмотря на то, что изначально они были сынами - [
Мф.8:12] «
а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
olesyandriy писал(а): 2. Что означает стяжать благодать Святого Духа?
«Стяжать» - это значит добывать, прилагая усилия – [
Мф.11:12] «
От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Близкие значения – покупать, т.е. обменивать то, что имеем на Дух Святой: [
Мф.6:20-21] «
собирайте себе сокровища на небе, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
olesyandriy писал(а):3. Голос "вот жених идет, выходите навстречу Ему" вы говорите скажут Ангелы. Он должен будет пробудить спящих. Как вы это понимаете?
Девы вышли встречать жениха, но жених замедлил, и потому девы задремали – перестали ожидать, увлекшись мирскими заботами – а потом заснули – вообще забыли о женихе. Это предсказание о том, что перед концом света все будут поглощены мирскими заботами, [
Мф.24:12] «
и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»; религиозная жизнь будет формальной и Христос придёт внезапно: [
Лк.18:8] «
Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?». Так же внезапно приходит для людей и их частный суд – смерть тела.
olesyandriy писал(а): 4. Как можно "купить" благодать Духа Святого, и вообще, что вы здесь понимаете под этой благодатью?
Под благодатью Духа Святого понимаются дары святости. Об этом писали все святые отцы. Очень доступно можете почитать у Серафима Саровского «О цели христианской жизни». Если кратко, то есть два способа – ветхозаветный и новозаветный.
1) ветхозаветный – молитва, пост, покаяние и дела добродетели (исполнение заповедей, милостыня, бдение, подвижничество). Самая короткая молитва «Господи, помилуй! – Кирие, елейсон! (греческий)» - сама по себе раскрывает эту притчу. По-гречески «помилуй» - «елейсон» - от слова «елей» - масло. Мы просим помиловать нас, дать нам елея – Духа Святого.
2) Новозаветный – через Таинства Церкви. Изначально Святой Дух сходит на Божью Матерь и апостолов в Пятидесятницу [
Деян.2:4], это – день рождения Церкви: «
И исполнились все Духа Святаго». Затем Церковь росла, Дух Святой передавались от апостолов священникам через возложение рук: [
Деян.8:18] «
через возложение рук Апостольских подается Дух Святый», [
2 Тим.1:6] «
напоминаю тебе возгревать дар Божий,
который в тебе через мое рукоположение». Церковь через века пронесла непрерывное рукоположение, каждый православный или католический священник знает, кто рукополагал его и тех, кто был до него вплоть до апостолов. Как и обещал Христос, [
Мф.16:18] «
на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Церковь – это не «собрание» людей, как учат сектанты: [
1 Кор.15:50] «
плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия». Церковь – это божественный мистический организм – Тело Христово – «
совокупность Божьей благодати, пребывающей во множестве разумных творений, покоряющихся этой благодати». Потому-то неразумные девы не смогли войти в Царство Небесное, что благодати они не стяжали – у них не было общего со Христом: [
Мф.25:12] «
Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас». Разве Тот, кто [
1 Пар.28:9] «
испытует все сердца и знает все движения мыслей» может кого-нибудь не знать, тем более тех, кто был ему обручён? Когда речь идёт о том, что Христос не знает этих дев, имеется в виду то, что у них нет общего с Господом – Духа Святого. Сам Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек. Он был рождён от Девы Марии – человека – от Духа Святого: [
Лк.1:35] «
Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Поэтому и каждый человек, чтобы иметь общее с Богом, должен родиться свыше: [
Ин.3:5] «
если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». От воды – в крещении, когда подаётся семя благодати Святого Духа, или закваска [
Лк.13:21] «
Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё». Через крещение человек входит в Тело Христово – Церковь, становится «девой, обрученной Христу». В дальнейшем каждый христианин должен сохранять непорочность и стяжать благодать Духа Святого самостоятельно [
Лк.16:16] «
Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». Посеянное в крещении зерно падает или на благодатную почву, или в терние, на камень и при дороге.