Чем Деизм, Вольнодумие, Пантеизм отличаются от Атеизма?

Совеременные течения богословия, научные исследования, современные теории

Чем Деизм, Вольнодумие, Пантеизм отличаются от Атеизма?

Сообщение Jury » Вт ноя 19, 2019 9:59 pm

Чем Деизм, Вольнодумие, Пантеизм, Мифологическая школа отличаются от Атеизма?


В Атеистическом словаре (статья Атеизм) написано:

ЦИТАТА:

"Атеизм отличается от Вольнодумства, Свободомыслия... Деизма, Пантеизма, которые часто бывают глубоко связаны с Атеизмом".


Тоже самое написано в Философский энциклопедический словарь. М. 1983. стр. 40, автор Юрий Борисович Пищик - кандидат философских наук.

http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophi...


То же самое, тем же автором написано в Большой Советской Энциклопедии 1968 г.

https://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=674074

ПОПЫТАЕМСЯ РАЗОБРАТЬСЯ. ДЛЯ ЭТОГО ПРИВЕДЁМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕИЗМА, ВОЛЬНОДУМСТВА И Т, Д,:

БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. 2007 г.

ДЕИ́ЗМ (от лат. Deus – Бог), фи­лос.-ре­лиг. те­че­ние в Ев­ро­пе и Сев. Аме­ри­ке 16–18 вв. Со­глас­но Д., Бог, со­тво­рив мир, не при­ни­ма­ет в нём к.-л. уча­стия и не вме­ши­ва­ет­ся в за­ко­но­мер­ное те­че­ние его со­бы­тий; это от­ли­ча­ет Д. от те­из­ма. Д. трак­то­вал Бо­га как вне­при­род­ную, вне­ми­ро­вую пер­во­при­чи­ну при­ро­ды и че­ло­ве­ка (в от­ли­чие от пан­те­из­ма). Пер­вые про­яв­ле­ния Д. вы­ра­жа­лись в ото­жде­ст­в­ле­нии – с разл. сте­пе­нью по­сле­до­ва­тель­но­сти – ре­ли­гии с мо­ра­лью.
Тер­мин «де­ист» впер­вые за­фик­си­ро­ван у по­сле­до­ва­те­ля Ж. Каль­ви­на П. Ви­ре в «На­став­ле­нии хри­стиа­нам» («Instruction chretienne», 1564); он при­ме­нял­ся каль­ви­ни­ста­ми по от­но­ше­нию к ра­цио­на­ли­стич. сек­те со­ци­ни­ан, воз­мож­но, он упот­реб­лял­ся до то­го са­ми­ми со­ци­ниа­на­ми для под­чёр­ки­ва­ния их от­ли­чия от атеи­стов. В 17 в. тер­мин «де­изм» рас­про­стра­нил­ся во франц. и англ. фи­ло­соф­ской и бо­го­слов­ской лит-ре; ок. 1670 в Анг­лии стал упот­реб­лять­ся гре­коя­зыч­ный тер­мин «те­ист», эти­мо­ло­ги­че­ски то­ж­де­ст­вен­ный тер­ми­ну «де­ист»; не­ко­то­рые деи­сты (в т. ч. Воль­тер) име­но­ва­ли се­бя теи­ста­ми. Раз­ли­чие со­дер­жа­ния по­ня­тий, пред­став­лен­ных дан­ны­ми тер­ми­на­ми, бы­ло за­фик­си­ро­ва­но к кон. 18 в.: со­глас­но Д. Дид­ро, ес­ли те­изм при­ни­ма­ет ве­ру в От­кро­ве­ние, то Д. её от­ри­ца­ет. Со­глас­но И. Кан­ту, Д. ут­вер­жда­ет су­ще­ст­во­ва­ние толь­ко ра­зум­но­го транс­цен­дент­но­го Бо­га, не по­лу­чаю­ще­го даль­ней­ше­го оп­ре­де­ле­ния, те­изм же до­пус­ка­ет ес­те­ст­вен­ную тео­ло­гию и ана­ло­гии ме­ж­ду при­ро­дой и Бо­гом; со­от­вет­ст­вен­но пер­вый при­зна­ёт Бо­га лишь при­чи­ной ми­ра, а вто­рой – его твор­цом (Соч. М., 1964. Т. 3. С. 544). В даль­ней­шем тер­мин «те­изм» пре­им. стал оз­на­чать ве­ру в лич­но­го Бо­га-Твор­ца.


https://bigenc.ru/philosophy/text/1944459


ИТД
Автор книги: Юрий Пиотровский. Является ли Иисус мессией? Проблемы иудео-христианского диалога. Алетейя. СПб 2006 г. Ищи в Гуугле.
Аватара пользователя
Jury
Участник форума
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Вт июл 08, 2008 11:31 pm

Вернуться в Библия: современные исследования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

cron
Маранафа