Параллели православного учения о спасении с гностическим.

Служения, кампании, евангелизация. Обряды, традиции современных церквей

Параллели православного учения о спасении с гностическим.

Сообщение Алексей Комлев » Сб ноя 12, 2005 9:13 pm

Мир Всем! Давайте сравним православное учение о спасении с гностическим. Пока - на примере трактатов из Библиотеки Наг-Хаммади. С православной стороны возьме главу о спасении из книги Кураева "Протестантам о православии"

Кураев:

В отличие от западного христианства, склонного описывать драму грехопадения и искупления в терминах юридических, восточное христианство осмысляет отношения человека и Бога в терминах органических. Для православия грех не столько вина, сколько болезнь. ... И в чине исповеди священническая молитва увещевает: "пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши". Из православных мыслителей нашего времени С. Л. Франк подчеркивал, что о "первородном грехе" правильнее говорить как о "первородном бедствии"79. Есть в православии одна молитва, которую знают все, даже люди совершенно нецерковные, неверующие и ничего не знающие о христианстве. Эта молитва - "Господи, помилуй!". И вот эта простенькая молитовка, оказывается, только в греческом обладает важным оттенком значения: Греч. "милость" созвучно с "масло". Речь идет именно об оливковом масле, не о коровьем. И это масло есть не только пища: прежде всего оно - древнейшее лекарство. Маслом смазывали раны, ожоги. Масло защитной пленочкой покрывало рану, сдерживая воспалительные процессы. С маслом же как с первым лекарством знакомится новорожденный младенец - ибо маслом ему растирают тельце80. Значит, "Господи, помилуй" не тождественно "Господи, прости" или "Господи, сжалься". ... По мысли преп. Макария Египетского, Христос пришел, чтобы "исцелить человечность"81. Св. Василий Великий прямо уподобляет Христа врачу: "Главное в спасительном домостроительстве по плоти - привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое рассечение, восстановить первобытное единство, подобно тому, как наилучший врач целительными средствами связывает тело, расторгнутое на многие части"82. Не юридическую или нравственную ответственность за грехи людей перед лицом Отца взял на Себя Христос. Он принял на Себя последствия наших грехов. Ту ауру смерти, которою люди окружили себя, изолировавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Не переставая быть Богом, Он стал человеком. Люди далеко ушли от Бога, невольно пододвинулись к небытию - и туда, к той же границе небытия свободно подошел Христос. ...Не всех людей Христос нашел на земле. Многие уже ушли в шеол, в смерть. И тогда Пастырь идет вслед за потерявшимися овцами - в шеол, чтобы и там, в бытии после смерти, человек мог находить Бога.

Наиболее близкое место из гностического Евангелия Истины:

Поэтому и выдохнула Нетленность. Она преследовала согрешившего с тем, чтобы он мог успокоиться. Ибо забвение - вот что остаётся в Изъяне Свету, Слову Плеромы. Ибо психик бежит в то место, в котором болезнь, поскольку воля (его) - это то, что в нём. Далее, тот, у кого Изъян, не скрывает его, поскольку у него есть то, чего недостаёт другому. Так и Плерома, которая без Изъяна, но (которая) наполняет Изъян, суть то, что он воздал от себя ради наполнения того, что ему недостаёт, чтобы, поэтому, он смог бы получить Милость. Ибо когда был он с Изъяном, у него не было Милости. Вот почему происходило уменьшение в том Месте, где не было Милости. Когда же то, что уменьшалось, было получено, он открыл то, что он уменьшил, будучи (ныне) Плеромой - то есть Открытие Света Истины, взошедшего над ним в силу своей неизменности. Вот почему Христос говорил в их Середине, чтобы пребывавшие в смуте смогли получить возвращение на круги своя, а он мог бы помазать их мазью. Эта мазь - Милость Отца, воля которого - смилостивиться над ними. Но те, кого он помазал - это ставшие совершенными. Ибо полные сосуды - те, которые по обыкновению помазаны. Но когда помазание одного сосуда растворено, то оно опустело, а причина существования Изъяна - (в) том, чем это помазание и производится. Ибо в это время Дыхание движет им - (как) нечто в Силе того, что с ним. Но от того, у кого нет Изъяна, не удалилась ни Печать, ни что-либо опустошённое, но то, чего недостаёт ему, снова наполнит Совершенный Отец. Он благ. Он знает свои Посевы, поскольку именно Он растил их в своём Раю. Ныне же Рай Его - Место отдыха Его.

Христос, как Врач, хорошо представлен в гностических "Деяниях Петра и двенадцати апостолов":

Он отвечал им: "Верно говоришь Иоанн, поскольку я знаю, что врачи этого мира лечат лишь то, что принадлежит миру. Врачи душ, однако лечат душу. Лечите тела вначале, чтобы через настоящие силы лечащие их тела без лекарств мира, они могли поверить в вас, что вы также можете лечить болезни души.

Вообще же, категория Болезни, как греховной субстанции тяготящей творения, и от власти которой может избавить своей эманацей Христос, в некоторых гностических творениях занимает центральное место. Например, в "Трехчастном трактате" из Наг-Хаммади.

Эон же, о котором мы говорили выше, находится над Двумя Порядками воюющих друг с другом. Он - не союзник Держащих Доминион, и не подвержен болезням и слабостям - тому, что присуще Мысли и Подобию.

Но, согласно Образу Плеромы, они имеют своих Отцов, давших им жизнь. (При этом) каждый является Копией каждого из Обликов, являющихся Формами Мужественности: ведь они не от Болезни, являющейся женственностью, но от того, кто уже по ту сторону Болезни. Имя им - Церковь, ибо в гармонии они схожи с Гармонией в Ассамблее открывших себя.

Те, однако, кто начали быть в Образе каждого из Эонов, пребывают, в сущности, в том, кого мы уже упоминали, но Силы их не равны, поскольку она (Сила) есть в каждом из них. Они равны в этой Смеси друг с другом, но каждый не отбрасывает то, что для него типично. Поэтому они являются Страстями, ибо Страсть - это Болезнь, ведь они появились не от Соглашения Плеромы, но от него и преждевременно, прежде чем он получил Отца. Следовательно, Соглашение с его Всеобщностью и Волей было чем-то выгодным для наступавшей Организации.

.. выдвинутый тем Логосом, бывшим с Изъяном, пребывая в Болезни, не напоминал его, т.к. он выдвинул его (неодуш.) в Забывчивости, Невежестве и Повреждении, и всеми прочими слабыми способами, хотя Логос и дал через Демиурга Первую Форму вне Неведения, чтобы он мог научиться тому, что Возвышенный существует и смог бы узнать, что он нуждается в нём. Это - то, что пророк назвал Духом Живым, и Дыханием Возвышенных Эонов, и Невидимым. И это - Живая Душа, давшая жизнь Силе, умершей сначала. Ибо то, что мертво, (и) есть Неведение.

Возможно, для некоторых эти параллели неочевидны, но, по всей видимости, создатели православной сотериологии мыслили в том же направлении, что и гностики.
Алексей Комлев
Участник форума
 
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 9:01 pm

Re: Параллели православного учения о спасении с гностическим

Сообщение anatolij » Чт ноя 08, 2007 2:41 am

Алексей Комлев писал(а):Мир Всем! Давайте сравним православное учение о спасении с гностическим. Пока - на примере трактатов из Библиотеки Наг-Хаммади. С православной стороны возьме главу о спасении из книги Кураева "Протестантам о православии"

Кураев:

В отличие от западного христианства, склонного описывать драму грехопадения и искупления в терминах юридических, восточное христианство осмысляет отношения человека и Бога в терминах органических. Для православия грех не столько вина, сколько болезнь. ... И в чине исповеди священническая молитва увещевает: "пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши". Из православных мыслителей нашего времени С. Л. Франк подчеркивал, что о "первородном грехе" правильнее говорить как о "первородном бедствии"79. Есть в православии одна молитва, которую знают все, даже люди совершенно нецерковные, неверующие и ничего не знающие о христианстве. Эта молитва - "Господи, помилуй!". И вот эта простенькая молитовка, оказывается, только в греческом обладает важным оттенком значения: Греч. "милость" созвучно с "масло". Речь идет именно об оливковом масле, не о коровьем. И это масло есть не только пища: прежде всего оно - древнейшее лекарство. Маслом смазывали раны, ожоги. Масло защитной пленочкой покрывало рану, сдерживая воспалительные процессы. С маслом же как с первым лекарством знакомится новорожденный младенец - ибо маслом ему растирают тельце80. Значит, "Господи, помилуй" не тождественно "Господи, прости" или "Господи, сжалься". ... По мысли преп. Макария Египетского, Христос пришел, чтобы "исцелить человечность"81. Св. Василий Великий прямо уподобляет Христа врачу: "Главное в спасительном домостроительстве по плоти - привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое рассечение, восстановить первобытное единство, подобно тому, как наилучший врач целительными средствами связывает тело, расторгнутое на многие части"82. Не юридическую или нравственную ответственность за грехи людей перед лицом Отца взял на Себя Христос. Он принял на Себя последствия наших грехов. Ту ауру смерти, которою люди окружили себя, изолировавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Не переставая быть Богом, Он стал человеком. Люди далеко ушли от Бога, невольно пододвинулись к небытию - и туда, к той же границе небытия свободно подошел Христос. ...Не всех людей Христос нашел на земле. Многие уже ушли в шеол, в смерть. И тогда Пастырь идет вслед за потерявшимися овцами - в шеол, чтобы и там, в бытии после смерти, человек мог находить Бога.

Наиболее близкое место из гностического Евангелия Истины:

Поэтому и выдохнула Нетленность. Она преследовала согрешившего с тем, чтобы он мог успокоиться. Ибо забвение - вот что остаётся в Изъяне Свету, Слову Плеромы. Ибо психик бежит в то место, в котором болезнь, поскольку воля (его) - это то, что в нём. Далее, тот, у кого Изъян, не скрывает его, поскольку у него есть то, чего недостаёт другому. Так и Плерома, которая без Изъяна, но (которая) наполняет Изъян, суть то, что он воздал от себя ради наполнения того, что ему недостаёт, чтобы, поэтому, он смог бы получить Милость. Ибо когда был он с Изъяном, у него не было Милости. Вот почему происходило уменьшение в том Месте, где не было Милости. Когда же то, что уменьшалось, было получено, он открыл то, что он уменьшил, будучи (ныне) Плеромой - то есть Открытие Света Истины, взошедшего над ним в силу своей неизменности. Вот почему Христос говорил в их Середине, чтобы пребывавшие в смуте смогли получить возвращение на круги своя, а он мог бы помазать их мазью. Эта мазь - Милость Отца, воля которого - смилостивиться над ними. Но те, кого он помазал - это ставшие совершенными. Ибо полные сосуды - те, которые по обыкновению помазаны. Но когда помазание одного сосуда растворено, то оно опустело, а причина существования Изъяна - (в) том, чем это помазание и производится. Ибо в это время Дыхание движет им - (как) нечто в Силе того, что с ним. Но от того, у кого нет Изъяна, не удалилась ни Печать, ни что-либо опустошённое, но то, чего недостаёт ему, снова наполнит Совершенный Отец. Он благ. Он знает свои Посевы, поскольку именно Он растил их в своём Раю. Ныне же Рай Его - Место отдыха Его.

Христос, как Врач, хорошо представлен в гностических "Деяниях Петра и двенадцати апостолов":

Он отвечал им: "Верно говоришь Иоанн, поскольку я знаю, что врачи этого мира лечат лишь то, что принадлежит миру. Врачи душ, однако лечат душу. Лечите тела вначале, чтобы через настоящие силы лечащие их тела без лекарств мира, они могли поверить в вас, что вы также можете лечить болезни души.

Вообще же, категория Болезни, как греховной субстанции тяготящей творения, и от власти которой может избавить своей эманацей Христос, в некоторых гностических творениях занимает центральное место. Например, в "Трехчастном трактате" из Наг-Хаммади.

Эон же, о котором мы говорили выше, находится над Двумя Порядками воюющих друг с другом. Он - не союзник Держащих Доминион, и не подвержен болезням и слабостям - тому, что присуще Мысли и Подобию.

Но, согласно Образу Плеромы, они имеют своих Отцов, давших им жизнь. (При этом) каждый является Копией каждого из Обликов, являющихся Формами Мужественности: ведь они не от Болезни, являющейся женственностью, но от того, кто уже по ту сторону Болезни. Имя им - Церковь, ибо в гармонии они схожи с Гармонией в Ассамблее открывших себя.

Те, однако, кто начали быть в Образе каждого из Эонов, пребывают, в сущности, в том, кого мы уже упоминали, но Силы их не равны, поскольку она (Сила) есть в каждом из них. Они равны в этой Смеси друг с другом, но каждый не отбрасывает то, что для него типично. Поэтому они являются Страстями, ибо Страсть - это Болезнь, ведь они появились не от Соглашения Плеромы, но от него и преждевременно, прежде чем он получил Отца. Следовательно, Соглашение с его Всеобщностью и Волей было чем-то выгодным для наступавшей Организации.

.. выдвинутый тем Логосом, бывшим с Изъяном, пребывая в Болезни, не напоминал его, т.к. он выдвинул его (неодуш.) в Забывчивости, Невежестве и Повреждении, и всеми прочими слабыми способами, хотя Логос и дал через Демиурга Первую Форму вне Неведения, чтобы он мог научиться тому, что Возвышенный существует и смог бы узнать, что он нуждается в нём. Это - то, что пророк назвал Духом Живым, и Дыханием Возвышенных Эонов, и Невидимым. И это - Живая Душа, давшая жизнь Силе, умершей сначала. Ибо то, что мертво, (и) есть Неведение.

Возможно, для некоторых эти параллели неочевидны, но, по всей видимости, создатели православной сотериологии мыслили в том же направлении, что и гностики.


'''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
Параллели ,при желании можно найти,где угодно и использовать их ,как угодно.
Если Вы из за параллелей подвергаете истиность православного учения,то давайте для начала,Выкиним Ветхий Завет.
Знаете почему?
Потому,что в Ветхом Завете много параллелей с Вавилонским и
Египетским кодексом .
В частности,просто под копирку ,слово в слово
написаны целые главы,что касается хозяйственной деятельности.
Содраны,постановления,законы и наказания.
Однако ,же мне не приходит в голову,подвергать сомнению
святость и Богодуховность Ветхого Завета.
У гностиков душа вечна,у адвентистов,тоже.
Вот,вам и параллель.
Вы мыслите такими категориями.
anatolij
Участник форума
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Ср ноя 07, 2007 6:04 pm
Откуда: Швецария

Re: Параллели православного учения о спасении с гностическим

Сообщение Алексей Комлев » Чт ноя 08, 2007 8:27 am

anatolij писал(а):У гностиков душа вечна,у адвентистов,тоже.
Вот,вам и параллель.
Вы мыслите такими категориями.


У адвентистов душа как раз не вечна - в нашем учении она смертна.
Поверхностные параллели действительно можно найти везде, например, сравнить Иисуса с Осирисом (оба воскресли), но здесь иной случай. Дело в том, что схема, которая сейчас навязывается православным: грех-болезнь, Иисус-врач, причастие-лекарство, противна самой сути христианства и ближе всего именно к гностицизму.
Евхаристическое богословие РПЦ максимально приближенное к этой схеме было разработано только в 19 веке. Дело в том, что в то время люди должны были по требованию Синода приносить на работу справку о исповеди и причащении. Церковь таким способом хотела хотя бы формально удержать людей в своем лоне. Правда, люди находили более простой способ - покупали эту справку у священника за 2 целковых.
Алексей Комлев
Участник форума
 
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 9:01 pm

Re: Параллели православного учения о спасении с гностическим

Сообщение anatolij » Чт ноя 08, 2007 4:34 pm

Алексей Комлев писал(а):
anatolij писал(а):У гностиков душа вечна,у адвентистов,тоже.
Вот,вам и параллель.
Вы мыслите такими категориями.


У адвентистов душа как раз не вечна - в нашем учении она смертна.
Поверхностные параллели действительно можно найти везде, например, сравнить Иисуса с Осирисом (оба воскресли), но здесь иной случай. Дело в том, что схема, которая сейчас навязывается православным: грех-болезнь, Иисус-врач, причастие-лекарство, противна самой сути христианства и ближе всего именно к гностицизму.
Евхаристическое богословие РПЦ максимально приближенное к этой схеме было разработано только в 19 веке. Дело в том, что в то время люди должны были по требованию Синода приносить на работу справку о исповеди и причащении. Церковь таким способом хотела хотя бы формально удержать людей в своем лоне. Правда, люди находили более простой способ - покупали эту справку у священника за 2 целковых.


У адвентистов душа как раз не вечна - в нашем учении она смертна.
Поверхностные параллели действительно можно найти везде, например, сравнить Иисуса с Осирисом (оба воскресли), но здесь иной случай. Дело в том, что схема, которая сейчас навязывается православным: грех-болезнь, Иисус-врач, причастие-лекарство, противна самой сути христианства и ближе всего именно к гностицизму.
Евхаристическое богословие РПЦ максимально приближенное к этой схеме было разработано только в 19 веке. Дело в том, что в то время люди должны были по требованию Синода приносить на работу справку о исповеди и причащении. Церковь таким способом хотела хотя бы формально удержать людей в своем лоне. Правда, люди находили более простой способ - покупали эту справку у священника за 2 целковых.


Вот ,Вам параллель с Платоном
,,Душа бесмертна но не вечна,меняется,очищается и возвращяется к Богу,,.

Гностики считали ,что в плоти заключено зло.Иисус же прославил тело.
Есть такая притча.

Ученики приходят к учителю и видят,что ,тот парит ноги ,и говорят учителю,
,,Что ,Вы делаете?Учитель,Вы же ублажаете плоть.,,
Н а,что ,учитель отвечает
,,Я вас учил бороться ,не с плотью ,а со страстями.

В этой короткой притче налицо видна, оснавная разница между гностической
и православной догматикой.

На еврите,нет слова ,,грех,, в нашем понимании этого слова.
Более точно можно сказать не ,,грех,,, а промах.
В западном понимании,, грех,,-вина,
однако ,,грех,,как ,,болезнь,,
больше подходит к слову промах.
В первом случае,, вина,,-тоесть можно сказать умышленное негативное действие.
Во втором случае грех-промах-болезнь.неумышленное зло.
Поэтому православная догматика,больше настраивает душу к прощению,
чем западная.
Болезнь ,это не умышленный грех,
Вина ,это умышленный грех.
Первое легце простить.
Заметте на этой догматике вырос Иисус.Именно ,на таком представлении о слове ,,грех,,.
Больного человека,легче простить,больной человек выздоровеет,
И больной человек ночью кричит мешая вам спать,не потому,что ему хочется громко слушать музыку ,
а потому,что у него болит тело.
-----------------------------------------------------------------------------------------
По поводу,того,что вы пишите.
,,Евхаристическое богословие РПЦ максимально приближенное к этой схеме было разработано только в 19 веке.,,
ОТВЕТ
Это ложь.
В православии три вида литургии.
1.Литургия ,,Св.Василия Великого,,
2.Литургия ,,Апостола Иякова,,
3.Литургия ,,Св.Иоанна Златоуста.
Все они были написаны в 4 веке и слово ,в слово читаются на каждом богослужении.
Если ,где то,кто то и поменял ,изменил,что то,то Бог ему судья.
anatolij
Участник форума
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Ср ноя 07, 2007 6:04 pm
Откуда: Швецария


Вернуться в Современная церковь

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Маранафа