Круглый стол «Еврейско-адветистский диалог» в Москве.
5 июля 2006 г.
Вопросы и дискуссия.
И. Вятоха: Является ли сегодня Иудаизм Вавилоном, к которому обращена весть последнего времени? Вы сказали:
«Не является.» Но здесь необходимо уточнить, о каком Иудаизме идёт речь. Потому что если брать, ортодоксов, то там сегодня очень заметно влияние спиритизма (эзотерика, бессмертие души), а это один из признаков нечистоты учения. Если иудаизм не Вавилон, тогда Трёхангельская весть ему не нужна.
А. Болотников: Отвечу на вопрос. Когда я говорю об иудаизме, я не беру средневековый иудаизм или современный хасидизм, когда в иудаизм примешались заведомо христианские суеверия, которые изначально были языческими. В Средние века Вавилон проникает и в Иудаизме. И Любавические Хасиды - это продукт Иудейского Вавилона.
А. Лобанов: Мы говорим об Иудаизме, как о религии, но так или иначе обращаем внимание на этнический Израиль. Не получается ли так, что у нас речь идёт о выделении этноса? Т.е. какое преимущество имеет еврей, как национальность, по отношению к другим национальностям?
А. Болотников: На этот вопрос ответил апостол Павел:
«Какое преимущество быть евреем и какая польза от обрезания? Великое. В том, что им вверено Писание» (
Рим.3.1). Давайте посмотрим на факты. Могло ли Писание сохраниться точно, если бы не массореты? Могло ли оно дойти до Лютера, если бы евреи не сохраняли его?
Но здесь уместно вспомнить еще один момент их преимущества. На сегодняшний день без иудаизма нет понимания Нового Завета. Новозаветнее богословие сегодня находится в тупике. Я не стесняюсь этого сказать, потому что это мой личный опыт. Я пошёл в «Hebrew Union» изучать Ветхий завет, а выучил Новый. Приведу простой пример. Традиция говорит, что царь Давид умер на Пятидесятницу. Становится понятно, почему Петр вспоминает об этом в этот день. Насколько по-другому раскрывается Библия, когда ты понимаешь эти нюансы еврейской традиции.
О преимуществе иудеев особенно полезно вспоминать адвентистам, как духовному Израилю, когда они задумываются о своих корнях. Если Духовный Израиль, адвентистская церковь, выбросит всё, что есть еврейское, потому что Бог «отверг евреев», тогда наше вероучение будет висеть ни на чём.
А. Лобанов: Никто ж не призывает выбрасывать. Зачем акцентировать этот вопрос? Зачем акцентировать?
А. Болотников: Я отвечу так. В еврейско-адвентистском служении нужно различать два момента. Один момент, это контекстуализации. Контекстуализация,- это исполнение псалмов на иврите, например.
Но есть вопрос не контекстуализации. Есть вопрос, который выше, чем контекстуализация и который для нашей церкви играет очень существенную роль. Это вопрос нашего понимания того, откуда у нас Библия, что у нас за Библия, кем был Иисус.
Приведу простой пример: если бы в адвентизме было понятие, где находятся корни Библии, у нас не было бы двух споров: не было бы споров о том, класть или не класть масло в хлеб для вечери, и не было бы спора о чаще. Эти и подобные споры связаны с тем, что Библия оторвана от своего носителя. Придите к любому еврею домой на Пейсах и вы увидите, что такое чаша. Там будет стоять большой сосуд с вином посередине стола, над которым читается благословение, потом он разливается на индивидуальные стаканы, потому что в Мишне написано:
«Нальют его» , т.е. оно наливается.
Подобные разговоры и споры является прямым следствием теологии Замещения. Как бы мы библейский язык хорошо не переводим, все равно надо понять, как его реалии выглядят на картинке. Новозаветний греческий язык изначально уже был мертвым. Потому что на нём не разговаривали те, кто писали Новый Завет. Он был для них иностранным. Авторы Нового Завета не разговаривали на нём до схождения Духа Святого, и никогда не использовали его термины. И сразу после написания Нового Завета он стал мертвым. Можно говорить о
койне греческом как о средиземноморском эсперанто, но новозаветние авторы не были средиземноморцами. Да, Лука писал на родном, с этим я соглашусь. Но Иоанн? Остальные? Может быть, для Павла этот язык в какой-то степени был родным. Но в любом случае, с греческим языком в богословии связаны долгие дискуссии. Но о еврейской стороне Библии дискуссий нет. Есть какие то редко употребляемые слова, есть не тот синтаксис, но есть то живое, что до сих пор его носит и сохраняет. Сохраняет для чего-то!
И еще раз об адвентистском богословии. Кто у нас считается самыми лучшими преподавателями? В Эндрюсе самая известная кафедра, это кафедра Ветхого Завета. Почему? Слушая лекции в Эндрюсе по различным предметам, я начал сталкиваться с проблемами: то тут надо знать, как интерпретировал иудаизм что-то, то там; то тут надо знать традицию, то там еврейские обычаи; то тут мне Мишну процитировали, то здесь Мидраш прочитали. Почему? Потому что есть две вещи, которые нужны для правильной библейской интерпретации: знание Иудаизма, знание ближневосточной истории. Причем это правило работает и для Нового Завета. Если исследуя Ветхий Завет, можно решить задачу правильной интерпретации опираясь на ближневосточную историю, то для Нового Завета всем историческим фоном становится иудаизм.
Но я еще раз подчеркну, ни в коем случае нельзя подменять уважение к еврейской истории и традиции заявлениями о превосходстве одной национальности над другой.
Э. Егозарян: Александр Владимирович, я просто расскажу, что меня беспокоит. Я хочу выразить солидарность и поддержать вас. Но вот что меня беспокоит. На этой территории, - Средняя полоса России, - я встречаюсь с такой вещью, как сектантство в нашей Церкви. Иногда на бытовом уровне такая вещь, как Адвентистское богословие, такая громада, такая мощь, низводится до каких то абсолютно периферийных вещей. Я беспокоюсь о том, чтобы и в вашей работе не пришло то, с чем мы встречались в Новом Завете:
«верблюда поглощаете, а комара процеживаете» (
Матф.23:24). Это не выпад.
И. Вятоха: Хочу добавить по вашему выступлению. Вы знаете, в Киеве мы не первые служители в Адвентистской Синагоге. Но что мы там наблюдали? Когда я первый раз попала на встречу жён пасторов, у меня спросили:
«Ну что, они там, в 23-ей общине, до сих пор танцуют свои еврейские танцы?» Я поговорила с одной женой об этом, с другой, и поняла, что соприкоснувшись с еврейским служением некоторые традиционные адвентисты находятся в состоянии культурного шока. Потому что им никто не объяснил насколько важно еврею в этой общине услышать еврейский язык, к примеру, соприкоснутся с какими то культурными реалиями.
Занимаясь этим видом служения, надо иметь в виду один очень прискорбный фактор: в славянской культуре есть такое плохое явление, как антисемитизм. И в славянской Адвентистской культуре иногда какие-то антисемитские вещи оказываются некритично впитанными. Не потому, что люди в Церкви антисемиты, а потому что они просто не критично к отнеслись к некоторым понятиям, взятым из собственной культуры. Это не их воззрение, это то, что в воздухе витает. Поэтому об адвентистско-еврейском служении нужно помнить две вещи:
- служение не должно быть повсеместным, т.е. оно должно выполняться теми людьми, кто в нем заинтересован;
- оно должно выполнять и просветительскую функцию, объяснить людям, которые находятся в состоянии культурного шока, потомственным адвентистам, в чем суть этого служения.
Пастор: К вам в общину приходят русские, украинцы?
И. Вятоха: Ходят, конечно.
Пастор: Они понимают, что это контекстуализация, или они ходят на экзотику смотреть? Я почему спрашиваю. Это сложно, но это нужно делать, чтобы в Адвентизме это служение воспринималось не как экзотика, - что-то такое приятное и необычное, - но как отдельное служение, направленное на тех, кто хочет слышать евангелие на своём языке.
Э. Егозарян: В докладе было сказано, что у нас в Церкви на сегодня нет выработанной богословской позиции в отношении Израиля. Эту вещь, мне кажется, надо поднимать. Надо долбить в эту точку, чтобы позиция была. Чтобы она была. Если у нас будет богословская база на этот счёт, мне кажется, легче и проще будет вопросы решать с практикой.
В. Вятоха: Но кто-то должен идти впереди. Без этого невозможно. Ведь, как вырабатывалась наша доктрина? Как мы начинали субботу? «Ну, давайте в шесть часов вечера начнём её исполнять», - и десять лет начинали Субботу с шести часов вечера, пока не начали исследовать Писание. Уже потом была Генеральная Конференция, уже потом Елена Уайт получила видение.
Э. Егозарян: Но вспомните, как обстояло дело в Православии? Сначала закреплялась определённая практика, а потом под эту практику за уши натягивали доктрину. Не хотелось бы чтобы у нас было как в Православии: мы начинаем практику, а потом давайте думать, как под неё подвести какую то богословскую базу.
В. Вятоха: Если у тебя сердце болит, то ты не будешь думать о богословии; ты будешь думать, как благовествовать этому народу?
Знаете, когда мы приехали в Лисичанск, мы пошли изучать иврит в Воскресную школу, познакомились с общиной. Потом Иру взяли преподавать музыку, а меня помогать. Я ездил на семинары. В синагоге все знали, что я пастор Адвентистской общины, но я там ни слова не говорил о доктрине. Не преподавал ничего. А затем наступила Ханука, купили консервы, а там по злому случаю оказалась свинина в добавке. Они говорят:
«Да Витя, ладно, закрой глаза». Я говорю:
«Ну, ведь Ханука!» (
Ханука – очищение Храма. Там пытались принести в жертву свинью.) Потом другой вопрос, третий, … а мы строго придерживались. И они говорят:
«Вот вы настоящие верующие. Пусть вся ваша община приходит к нам, и не только евреи, пусть ваша вся община приходит к нам». Где же здесь проповедь, доктрина? Просто нужно дружить с эти народом.
Подружиться. А это не два дня и не три. Мы жили с ними три года. А по началу были и казусы. Как-то моя мама (она еврейка) пришла на
суккот (
праздник кущей, урожая) и там был обед. Ну, сели кушать, а мама говорит:
«Что вы как нехристи, не помолившись?» И благословение произнесла. Меня не было тогда. Я приезжаю, жена говорит:
«Тут проблема. Нас уже тут не будет, наверно». А директор школы говорит:
«Ничего, Витя, всё нормально. У каждого свои понятия, и мы уважаем мнения всех». Т.е. смотрите, если человек честно говорит о своих взглядах, они принимают его.
«Ну, Витя, у тебя, может быть чуть дольше путь будет. Ты хотя и Христа принял, но … дольше путь, но всё-таки ты свой». Потому что, на Суккот берётся, знаете, четыре вида растений (которые символизируют еврейский народ), и среди них есть такое растение, которое не имеет ни запаха, ни вкуса (этот вид символизирует евреев, которые не интересуются религией). Но его тоже берут, складывают со всеми и тоже потрясают. И говорят, что всё это евреи, и они когда-то тоже придут. Да, сейчас там, в иудаизме около семидесяти направлений, и проблемы в богословии и во всём. Но однажды Израиль спасется. Как Бог сделает это? Я верю и знаю, что Господь это сделает. А нам нужно как-то начинать благовествовать.
Надо как-то говорить. И не просто буклеты раздавать. Потому что Христианство принесло много вреда и горя Иудеям, значительно больше чем Мусульмане. И тот, кто мало-мальски знаком с историей еврейского народа, лучше понимает, как это необходимо делать. Если ты придёшь, скажешь:
«Я Христианин, я сейчас тебя научу…», то это всё, это конец твоего благого начинания. А если ты просто другом ему станешь… У меня сейчас появился друг (
в Киеве.) Он тоже учится в Открытом Университете Израиля, он врач, в Афганистане был. Он до мозга костей ортодокс. Старший раввин - его друг. Он говорит:
«Витя, ты куда ходишь?» А я хожу в центральную Синагогу. Он говорит:
«Ты в Центральную ходишь, к Кацману? Да там сало едят. Ты к ним не ходи, к нам, - и говорит,-
Витя, ты знаешь, сейчас уже точно подтвердилось, что Христос от Пандоры (по средневековому еврейскому пересказу евангелий «Сефер толдот Иешу» Пандорой назывался земной отец Иисуса),
это уже точно подтвердилось». Я думаю, как же ему сказать, что я христианин? Я не знаю, как сказать ему это. Но я точно знаю, что я буду дружить с этим человеком. Он говорит:
«Что-то меня к тебе тянет». Мы уже и дома у него были, на рыбалку с ним собрались. Я думаю, это лучший путь для благовествования. И для евреев он - единственный.
Да, наша община привлекает и больных людей и тех, которые пришли посмотреть на экзотику. Нужно быть готовыми, что к вам придут там и больные люди. Но туда приходят и люди, у которых сердце болит за еврейский народ, у которых есть дружественные или родственные связи.
Ира уже затрагивала вопрос, общения с общинами. В Киеве 25 общин. Еврейско-адвентистская община для некоторых как бельмо:
«Вот ВЫ, а это МЫ». Знаете, противостояние. Павел говорит:
«Если я пойду в капище и буду есть там это мясо,- это проблема для меня? Для меня проблем никаких нет. Потому что я иду, – что делать? – благовествовать» . Вот так я иду в Синагогу.
Подходит ко мне пастор Сережа, говорит:
«Виктор, вот мой член церкви пошёл в Синагогу, это нормально?» Я говорю:
«Ну, я тоже хожу».
«Ты ладно, ты ж идёшь благовествовать». Понимаете, нужно доверять человеку, если он общается с кем-то, чтобы привлечь его не стандартными методами. Может быть плоды этого появятся только через два или три года. Но у нас боязнь какая? -
«Вот уйдёт в Иудаизм». Знаете, я, когда пришёл в церковь адвентистов седьмого дня, я понял, то, что не нужно запрещать людям ходить туда сюда. Если ты знаешь Истину от всего сердца, то тебя никуда не уведёт ни туда, ни сюда.
Поэтому в адвентистско-еврейском служении нужна ещё и просветительская работа. Но если у тебя сердце горит, ты желаешь проповедовать, то ты найдёшь выход.
И. Вятоха: Надо быть готовым к трудностям. Это однозначно. И не унывать.
В. Вятоха: Обязательно это движение притянет и таких, которые любят экзотику.
Пастор: Может, походят сначала, потом всё равно …
А. Каплан: Эдуард задавал вопрос и вот ответ.
«
Осторожность в представлении новых взглядов. Всем следует быть осторожными представляя новые взгляды относительно Священного Писания. Пока слушатели не изучили основательно эти вопросы и не приготовились вполне подтвердить их примерами из Библии, не вносите ничего, что вызовет разделение, не убедившись окончательно, что это Бог даёт особую весть для настоящего времени. Вместе с тем остерегайтесь отвергать то, что является Истиной. Наш народ находится в великой опасности оказаться в зависимости от людей и сделать плоть своей опорой. Люди не привыкшие исследовать Библию самостоятельно или взвешивать доказательства, доверяют лидерам и принимают их решения. Поэтому многие ваши слушатели отвергнут именно те вести, которые Бог посылает Своему народу если эти руководящие братья не примут их. Никто не должен притязать на полное обладание всем Светом посланным Божьему народу. Господь не потерпит этого. Он сказал: «Вот Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её». Даже если вожди откажутся от Света Истины, то дверь ещё останется открытой. Господь восставит людей, которые понесут миру весть для настоящего времени.»
Е.Уайт «Свидетельства для проповедников» Стр. 107 ориг., и 138 просто в этом издании Часть 3я. Заокский.: «Источник Жизни»
Я здесь, потому что верю: на раскачку времени нет. Нет времени просто сидеть и ожидать, когда сверху что-то придёт. Этот процесс уже происходит.
Необходимо говорить и объяснять это в церкви. Я вам скажу, что есть люди, с которыми мне приходилось неоднократно в Церкви делить искренние беседы и участвовать в их жизни. Мы дружим. И когда я стал представлять еврейский вопрос, они очень насторожились, они стали задавать вопросы, очень колючие. Всё, что я сделал, я сказал:
«Поехали со мной завтра в Синагогу». Они на удивление согласились очень легко и поехали. Муж с женой. Я, зная, куда мы поедем, проконсультировал. Говорю:
«Оденься так, чтобы одежда соответствовала, чтобы у тебя не было короткой юбки, или коротких рукавов, чтобы ты выглядела прилично», - и я ничего больше не сказал, не проводил ни какой работы. Она шла с очень большим предубеждением. Но это был совершенно другой человек, когда она вышла оттуда. Всё служение в Синагоге идёт на иврите, но её выделили среди всей массы по одежде. К ней подошли, её предложили Сидур, на неё обратили внимание, ей подсказали, и её заметно отличили от всех остальных. Потому, что
«Там, в Синагоге, - она говорит,-
это как наши адвентистские сёстры. Все те же самые разговоры: «Что купил?», «Где был?», «Как дети?» и т.д. и т.п. «Но есть,- говорит,-
я действительно видела, никого не зная (там 50 – 70 женщин сидело),
что есть действительно верующие люди, которые действительно пришли туда поклониться». И что интересно, когда мы вышли оттуда, я говорю:
«что теперь скажешь?», она говорит:
«Теперь я понимаю, для чего ты это делаешь. Теперь я лучше понимаю, зачем ты об этом говоришь в Церкви». Ведь еврей… куда еврею идти, если он ищет Бога? ну некуда ему кроме как Синагоги, он не пойдёт ни в какую Христианскую Церковь.
Я пришёл в христианскую церковь по убеждению. Хотя я был не из верующей еврейской семьи, но когда я услышал проповедь о субботе, во мне проснулось это. Когда человек не удовлетворен тем, что он получает в Синагоге, он должен откуда-то узнать, где он найдет альтернативу. А в синагоге совершенно не однородная масса людей. И эта сестра, которая побывала однажды на синагогальном богослужении, сказала:
«Я поняла, почему нужно что-то сделать в церкви: чтобы люди из синагоги чувствовали себя там в нормальной среде».
Расшифровка записи Вячеслав и Марианна Глебушко