«Христос посещал большие ежегодные национальные праздники, собиравшие толпы людей. Увлеченным внешней стороной обрядов, он говорил о небесном, открывая их взору вечное». СИ 23 стр.
Вероятно, самое значимое отличие еврейского народа от остальных монотеистических религий заключено в его особой традиции, привязанной к календарному циклу. Когда появился календарь, который сегодня мы называем еврейским? Что он значил в плане Спасения? Какую роль он сыграл при образовании нашей церкви?
Эти и другие вопросы обсуждались на молодежной встрече в пос.Володарском, прошедшей в ноябре. Говорят, было интересно.
Приходите на следующую – проверите сами.
А пока покажем только теоретическую (без дискуссионных моментов) программу, которая там была, чтобы вы смогли для себя решить насколько вам интересно будет последующая встреча.
Напоминаем: цель этой встречи состояла в том, чтобы показать позицию Всемирной адвентистской церкви к еврейскому народу так, как она прозвучала на Еврейско-адвентисткой конференции дружбы (Иерусалим, 2006). А именно:
Можно утверждать, что церковь АСД в двадцать первом столетии - все еще остается лучшим духовным выбором для людей мира. Однако существование Израиля с его культурой и духовным наследием, наряду с пребыванием людей в церкви адвентистов, остается благословением, как для евреев, так и для не евреев. Эта конференция ставит своей целью осветить такую перспективу для нашей церкви, при которой библейские аспекты еврейской традиции могли быть поддерживаемы адвентистами во всем мире.
Пионеры адвентизма нашли ключи к постижению плана искупления в изучении истории Израиля и еврейских праздников. Было бы слишком опасно утверждать, что все циклы еврейских празднеств, сосредоточенные вокруг Храма и плана искупления, больше не несут никаких истин, - истин, которые могли бы принести обильные благословения для сегодняшних адвентистов…Принимая во внимание, что ЦАСД живет по традициям христианского мира, её существование оказывается связанным скорее с такими датами, как например, грегорианский Новый год и Рождество (произошедшими от языческих празднований). Однако жизнь еврейской общины остается до сих пор регулируемой законами храма, даже через традиционную пищу. Празднование определенной даты не делает никого лучше или хуже. Однако еврейское духовное наследие может похвастаться достаточно многими культурными элементами, которые обогатили бы нашу церковь, вышедшую из культурной мешанины народов бывшей Римской империи.
Есть серьезные библейские основания для того, чтобы еврей, принимающий Иисуса, не прекращал оставаться евреем, чтобы стать адвентистом седьмого дня.
(Б. Барзола, руководитель адвентистско-еврейского служения в Аргентине, «Перспективы адвентистско-еврейского диалога»)
История библейских праздников.1
1. Календарь от Творения до Исхода.
Известно, что первый временной отрезок,– «день и ночь», - Творец установил в согласии с небесным отсчетом временем, т.к. первые трое суток на Земле были отмерены Светом от Его престола. Деление времени на месяца Адам получает уже при Творении, вместе с субботами.
2 Единственным годовым праздником, который мог отмечаться в то время, было Новолетье.
3 Это утверждение косвенно подтверждает история Потопа. В период Потопа время измерялось месяцами, каждый из которых не имел своего названия, но лишь порядковый номер, т.е. существовало строго установленное начало года. Единственным событием в истории Потопа точно совпадающим с датами постсинайского календаря, становится день прекращения Потопа: согласно библейскому тексту, оно произошло как раз на Новолетье.
4 Помимо новомесячий Ной использует делением времени по седьмицам.
5
Есть свидетельства, что после потопа монотеистические племена (не еврейские!) пользовались календарем, который позже описывается в книге Левит.
2. Календарь после Исхода из Египта.
Можно сделать предположение, что отсчет времени, которым пользовались Адам, Ной, Авраам, каким-то образом оставался связанным с отсчетом времени Небесного престола и с событиями, которые происходили возле него и также были привязаны к определенным срокам, «потому что Бог не есть Бог неустройства»
6. Исследуя жизнь этих трех мужей, мы можем заметить, что все важные откровения Бога человеку происходят в вечернее время.
7 Традиция приписывает время заключения завета между Авраамом и Богом (
Быт. 15 гл.) ко времени вечернего, наиболее значимого, жертвоприношения в будущем Храме. Пророк Даниил также отметил, что ангел Гавриил приходил к нему во время вечерней жертвы. Хотя в то время на земле не существовало Храма, однако Небо в своем служении Земле действовало по его расписанию. Можно предположить, что и время и календарь, которым пользовались патриархи, каким-то образом отражали события и служение у Небесного престола, от Света которого впервые началось отсчитываться время на Земле.
8
Когда Всевышний Бог стал подробнее раскрывать человеку истину о служении Мессии в Небесном Храме, Он не только привел на место будущей Жертвы народ свидетелей этой Жертвы и повелел им построить Храм, повторяющий детали служения у Небесного престола, но и привязывает историю возникновения этого народа к древнему календарю. В календаре Бог дал ему видимый знак, что Он направляет его, собирает для особой цели.
(Когда появляется новый «пророк» или новое движение, претендующих на пророческую миссию, давайте зададим вопрос, а как это движение согласуется с пророческими вехами древнего календаря? Образовании христианства было обусловлено изменениями в Небесном святилище, а значит его начало было отмечено определенной вехой в календаре - Пятидесятница в конце семидесяти седьмин. Тоже самое произошло при образовании адвентистского движения.)
3.Календарь во время Храма.
Во время Храма праздники в сознании людей уже жестко соединены с прошлой историей человечества (празднование Новолетья или Рош-hаШана, которое отмечало день сотворения Земли и появление Земли после Потопа
9), и соотнесены с реальностью Небесного Храма (празднование семи праздников, описанные в 23 главе книги Левит). Они составляют замкнутый цикл, пророчески охватывающий всю историю человечества. Праздники распадаются на осенний и весенний циклы, причем еврейским пророкам было точно известно, когда земной образ праздника совпадет с аналогичным небесным событием.
10
4. Календарь в новозаветнее время.
То, что основные события новозаветней истории совершились в строго обозначенное календарем время (смерть Мессии совпала с праздником Пейсаха, Его воскресение и воскресение первых праведников – с Праздником первых плодов, сошествие Святого Духа – в день Пятидесятницы), показывает, что Небо продолжало осуществлять свои планы, держась единого для Неба и Земли времени.
11 Человек же, зная «времена и сроки», должен был быть готовым к их наступлению. До первого Шавуота (дня пятидесятницы), - т.е. цикл весенних празднеств, - события Нового Завета наступали по астрономическому времени. Но книга Даниила привязала их исполнение как ко времени земного Святилища, так и ко времени Небесного Храма. Начало служения Мессии в Небесном Храме не только должно было обозначить переход от храмовых жертвоприношений к великому Заступничеству, но и показать, что и само Время отныне переходит от своего образа к небесному прообразу.
12 Ожидающийся людьми Йом Кипур, Судный День
13, должен был наступить уже по иному времени. Именно поэтому мы не встречаем его буквального исполнения в Новом Завете. Не исполнившийся в новозаветнее время, но предсказанный древним календарем, цикл осенних праздников определяется только временем Небесного Храма.
14
Новый Завет описывает лишь один праздник – Пасху или Вечерю Господню. Теперь он мыслится как вступление и подтверждение Нового Завета. Нам известно, что этот обряд первые христиане не связывали с какой-либо определенной датой календаря.
15
Пророк Исайя, описывая будущую Землю, упоминает о существовании того же деления времени, которое существовало и при Адаме: новомесячья и субботы.16 Можно предположить, что если при Адаме новомесячья отмечали приход Новолетья – праздника Творенья, то на искупленной Земле они будут отмерять срок до Пасхи, – Вечери искупленных. Т.к. повеление Господа гласит:
«Месяц сей [да будет] у вас началом месяцев,
первым [да] [будет] он у вас между месяцами года
5.Календарь и церковь АСД
После великого разочарования, которое церковь пережила после развала миллеритского движения, церковь распалась на три группы. Самая большая группа ушла в мир. Небольшая группа осталась с Миллером высчитывать даты пришествия. (Миллер не принял ни субботы, ни никаких решений, которые позже предложила третья группа. Церковь миллеритов существует до сих пор, её численность в мировом масштабе составляет 1800 членов. На севере штата Нью-Йорк сохранилась ферма Вильяма Миллера, куда часто приезжают экскурсии адвентистов. Там находится та скала, где они простояли всю ночь, ожидая Христа. Молитвенный дом, который находится на территории фермы, миллериты продали адвентистам). Представители третьей группы сказали: «Мы хотим разобраться в Библии. Мы хотим понять Божью волю. Мы хотим понять Священное Писание». Труды трёх человек из этой группы, написанные в конце 44 и начале 45 годов, стали судьбоносными для становления церкви АСД: Лафборо, Хирама Эдсона и Эдмонда Круазье. Эдсон и Круазье сосредоточились в своем изучении на послании к Евреям и объяснили, что произошло 22 октября. Лафборо впервые в истории христианского богословия показал антитипическое исполнение ветхозаветных праздников, описанных в 23гл. Левит. Он доказал, что весенние праздники имеют сотериологический смысл, т.е. затрагивают вопросы спасения, и были исполнены на Голгофе и в начале истории христианской церкви. Осенние праздники имеют эсхатологическое значение, и их исполнение начинают события последнего времени. Через этот труд богословский и символический смысл центрального места Библии – святилища, - был раскрыт. К началу 1845 года эта группа еще не именовалась адвентистами седьмого дня, но она уже имела свою богословскую основу, в том, что было раскрыто Лафборо, и что стало самым началом начал учения АСД.
___________________________________
1. В этом разделе мы рассмотрим только праздники, описанные в 23 гл.Левит. Кроме них в Библии описан еще один праздник - Пурим.
2. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли
и] для отделения дня от ночи,
и для знамений, и времен, и дней, и годов;..» (
Быт.1:14)
3. ראש השנה – Рош-hаШана, букв. начало (голова) года, отмечался в первый день первого месяца и указывал на время сотворения человека (т.е. шестой день Творения).
4. «Шестьсот первого года [жизни Ноевой]
к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле;
и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли».(
Быт.8:13)
5. Быт.8:8-12
6. 1Кор.14:33
7. «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня;
и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». (
Быт.3:8)
«Голубь возвратился к нему в вечернее время,
и вот, свежий масличный лист во рту у него,
и Ной узнал, что вода сошла с земли». (
Быт.8:11)
«Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой;
только птиц не рассек.
И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама,
и вот, напал на него ужас и мрак великий». (
Быт.15:10-12)
8. Согласно
1 Пет. 1:17, для постижения плана Спасения ангелам, как и людям, также необходимо было внимательное изучение тех событий на земле, которые отражали этапы этого Божьего плана. А они, как правило, были привязаны к календарю.
Вероятно подготовка человека к ежегодному празднованию будущей Великой Пасхи и будущего Великого Судного дня (а в эту подготовку входило не только принесение жертв, но и покаяние, исследование Писания) не могла не найти отражение в особом служении Неба для Земли во дни этих праздников. Поэтому можно предположить, что ежегодный земной календарь также учитывался в богослужебной практике Неба.
9. Еврейская традиция привязывает почти все значимые библейские события к какой-либо дате календаря. Так, например, убийство Авеля и жертвоприношение Авраамом Исаака пришлись на время Пейсаха.
10. Пророчества Даниила о «семидесяти седьмицах» (
Дан.9:24) и «двух тысячах трехстах вечерах и утр» (
Дан.8:14) указывали на конкретные даты в истории человечества, когда должны были совершиться Великая Пасха и Великий Йом Кипур. Все остальные праздники были привязаны к этим датам.
11. Безусловно, в Небесном Храме за всю его историю внесение в него Крови Жертвы было совершено только один раз, так же как и единожды был начат Суд, в отличие от иерусалимского, где аналогичные служения совершались ежегодно. Но даты наступления этих событий (по крайней мере, Пасхи) совпадали с календарем, которым пользовались еврейский народ.
12. Пророчеством об изменении отсчета времени после смерти Христа было изменение календаря при Исходе из Египта.
13. Не это ли ожидание проступало в вопросе апостолов:
«Скажи нам, когда это будет?
и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (
Матф.24:3)
14. В книге Даниила можно найти еще один косвенный признак перехода на новый отсчет времени. Пророчество о приходе Мессии (
Дан.9 гл.) измеряется в седьминах, отмеряющих время храмовых богопоклонений, а пророчество о начале Йом Кипура (
Дан. 8 гл.) – в «вечерах и утрах», передающих идею творения.
15. «Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».
(
1Кор.11:25, также
Лук.22:19,
1 Кор.11:24)
16. «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу
будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь». (
Ис.66:23)
Есть еще один текст в Библии, который подтверждает празднование новомесячий на обновленной Земле:
«Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов». (
Откр.22:2)