Библиотека христианской книги.

Христианский рок?


Бывший бас-гитарист группы "Comets" рассказывает, почему он считает невозможным использование рок-музыки для привлечения молодежи в церковь.


        "Почему бы вашей группе не изменить тексты песен?" - однажды наивно спросил меня мой новый пастор. "Таким образом, - продолжил он, - вы могли бы и ваши выступления не прекращать и приводить людей ко Христу".
        Я совсем незадолго до этого оставил имеющую известность во всем мире рок-группу "Bill Haley and His Comets" и стал членом Церкви адвентистов седьмого дня.
        Когда пастор сказал мне это, я понял, что он плохо представляет себе то, что предлагает мне сделать. Я уважал его за мудрость, но это предложение обнаружило его абсолютную неосведомленность в вопросе, о котором он говорил. Осуществить подобное было настолько же нельзя, насколько невозможно ожидать, что кобра превратится в бабочку.
        Намерения моего пастора были самыми хорошими. Он предполагал, что авторитет известной группы, в которой я совсем недавно играл, может стать эффективным средством достижения сердец молодых людей. Тем не менее, его просьба заставила меня воскресить в памяти время, когда я совершал свои первые шаги на рок-сцене. Это произошло в годы моей далекой юности.


Ошибка священников.


        С целью уберечь нас, молодых людей, от влияния улицы священники моего прихода в то время решили организовать дискотеку в таком месте, где они могли бы контролировать наше поведение. Где же было наилучшее место для осуществления этой затеи? Конечно же, в церковной гимназии. Итак, каждую пятницу вечером зал гимназии наполнялся до отказа. В то время, как священники совершали патрульные обходы, детвора часами танцевала под ритмичные удары приглашенных рок-групп. Отличное месторасположение гимназии сыграло главную роль в том, что приход Святого Михаила к нам, мальчикам, направил в школу девочек! Конечно же, необходимым условием было следование высоким стандартам. Никто не мог войти в гимназический зал одетым неприлично. От мальчиков требовалось, чтобы на них обязательно были рубашка, галстук и пиджак, нечто равносильное ожидалось и от девочек.
        Танцы продолжались всю ночь напролет. Наши чувства возбуждались музыкальными инсинуациями настолько, что даже представить было невозможно, на что мы были способны в данной обстановке. Невольно, прохаживающие дозором, священники допускали нарастание возбуждения, с которым вскоре, в более позднее время, им пришлось вести усиленную борьбу. По правде говоря, мы едва могли дождаться времени, когда станем достаточно большими, чтобы пойти в другие места, где мы могли бы чувствовать себя более свободно. Как только мы перешагнули возрастной барьер, танцевальные вечера в приходе Святого Михаила стали для нас всего лишь местом встречи для того, чтобы потом отправиться в ночные клубы Long Island. Однажды я совершил окончательный переход и никогда больше не вернулся в приход Святого Михаила.


Подливание бензина в костер.


        В церкви нас познакомили с рок-музыкой, которой изначально присуща сексуальная стимуляция, и после этого ожидали, что мы со своей стороны сумеем сдерживать себя. Но все это было подобно подливанию бензина в костер и ожиданию, что он не будет гореть.
        Я вижу, что подобная ошибка совершается и сегодня. Те, кто ратуют за использование современной музыки с целью привлечения секулярно настроенных умов, а также, чтобы удержать нашу молодежь в церкви, не видят кроящейся за этим опасности. Часто я слышу несправедливые утверждения о том, что Мартин Лютер использовал в свое время трактирную музыку, и, если эта музыка достигала людей, то и для нас будет правильно использовать ее сегодня. Но разговор о музыке Лютера и рок музыке подобен разговору о двух разных животных. Божьи законы относительно музыки.
        Существуют законы, определяющие, какая музыка является приемлемой, а какая нет. И этот факт нельзя упускать из виду в тех случаях, когда мы говорим о соответствии или несоответствии музыки. Некоторые люди допускают мысль, что музыка сама по себе является законом и поэтому может видоизменяться безгранично. Но природа говорит об обратном: все Божье творение подчинено законам.
        Взять к примеру пищу, которую мы едим. Когда-то, во время невежества, полагали, что для человека хороша любая пища. Индивидуального вкуса было достаточно для того, чтобы избрать, чем питаться. Но, как мы все знаем, современная наука совсем иначе подходит к этому утверждению. Сегодня известно, что необузданный аппетит приводит к сокращению длительности жизни человека. Многие виды пищевых продуктов могут быть привлекательными на вкус, однако Божьи законы питания могут воспитать наш вкус так, чтобы это шло на пользу нашего здоровья.
        Это же верно и по отношению к музыке. Тот факт, что человеку нравится определенный род музыки, не доказывает, что такая музыка является наилучшей. Не должны ли, Богом установленные, законы музыки определять, что нужно слушать человеку, или по крайней мере, что следует слушать христианину? Оцененная по верным критериям, рок-музыка не выдерживает никакого сравнения например с псалмом Лютера "Наш Господь - могущественная крепость".
        Елена Уайт писала, что "музыка...  должна быть хвалой и славой Богу" (Избранные вести, т. 2, с.37). Она также писала: "Хорошее пение подобно пению птиц - покоряющее и мелодичное" (Евангелизм, с.510), "В музыке должна быть красота, пафос и сила" (Вести для молодежи, с.296). И еще: "Пусть дом наполнится пением приятным и чистым" ( Сыновья и дочери Бога, с.179).
        Елена Уайт много писала и о шумной музыке: "Некоторые думают, что чем громче они поют, тем больше музыки они создают, но шум - это не музыка" (Евангелизм, с.510). "Святой Дух никогда не открывает Себя в подобных мелодиях, в таком шумном хаосе... Шумный хаос потрясает разум и развращает то, что при правильном подходе могло бы стать благословением" (Избранные вести, т. 2, с.36). "Шумный хаос" - так  Елена Уайт оценила то, что произошло в 1900 году на лагерном собрании в Манси. Разве не создает усиленное звучание нескольких инструментов "шумный хаос", которым и является рок-музыка?
         "Наш Господь - Могущественная крепость" Мартина Лютера отличается тем, что в ней присутствует необходимый баланс основных элементов музыки: мелодии, гармонии и ритма. Музыке Мартина Лютера действительно присуще использование популярных в светском обществе мелодий. Однако это иллюстрирует лишь тот факт, что в относительно христианской культуре Европы ХVI столетия даже популярная светская музыка соответствует правилам приемлемой для христиан музыки.


Уроки на примере мышей


        В 1988 году Гервасия Шрекенберг и ХарвиБерд, два ученых из Принстонского Университета, поместили три группы мышей в три различных для них обстановки. Контрольная группа мышей оставалась в лаборатории, где работали ученые, и была окружена нормальными спокойными звуками. Вторую группу поместили в "звучащую" комнату. На них воздействовали звуками классической музыки на умеренном уровне громкости в 80-85 децибел. Третья группа также была помещена в "звучащую" комнату и подвергалась влиянию ритмов, свойственных рок-музыке, исполняющихся на таком же умеренном, в 80-85 децибел, уровне, как и классическая музыка. Эксперимент с мышами был проведен в этот раз не только для того, чтобы определить степень влияния ритма, но и для выявления степени воздействия громкости звучания.
        Первая и вторая группы мышей вели себя так же, как обычно ведут себя мыши в лабораторных условиях. У них отмечался спокойный пытливо-любознательный темперамент, хороший аппетит и шерсть была блестящей. Они быстро поняли "хитрости", которым экспериментаторы обучали их, - тому, какой предмет для прикосновения или который туннель избрать, чтобы достать пищу. В противоположность им, группа мышей, подверженная ритмам, свойственным рок-музыке, быстро обнаруживала пониженную способность понимать "хитрости".
        Шерсть мышей, находящихся под воздействием рок-ритмов, потускнела. Некоторые из животных стали проявлять гиперактивность и агрессивность, наблюдались случаи каннибализма, в то время как другие стали вялыми, сонными, апатичными и невнимательными.
        Как только я узнал об этом опыте, я отчетливо вспомнил о влиянии музыки, которую я когда-то играл в ночных клубах. Я вспомнил увиденное мной проявление чувств - неконтролируемые эмоции, возмущение, насилие и, как я сейчас назвал бы, дьявольскую одержимость. Я слышал, как люди, находящиеся в состоянии наркотического опьянения, выпаливали "Уау" (американский возглас о каком-то из ряда вон выходящем явлении) в момент, когда они достигали наивысшего возбуждения под звуки нашей музыки. Я также видел крайнюю степень апатичности. Со стыдом я признаю, что наша способность вызывать в людях эти различные реакции и чувственные отклики наполняла нас ликованием. Да, мы знали, что мы манипулировали людскими умами.
        Но вернемся к мышам. Группа ученых, ставивших эксперимент над ними, хотела знать, наносят ли рок-ритмы,  изменяющие поведение, вред уму. Во время эксперимента они обнаружили, что нервные клетки мозга мышей, подвергшихся воздействию рок-ритмов, претерпевают искажение, удлинение и чрезмерное деление, ясно наблюдаемые под микроскопом.


Откуда пришел рок?


        Что можно сказать о рок-музыке? Разве она развивалась внутри христианской культуры? Совсем нет. Современные исследования подтверждают, что эта полиритмичная музыка своими корнями уходит в языческий культ Африки. Она была взращена в Дагоме (Dahomey), в Западной Африке, т.е. там, где по признанию всех находится центр колдовского культа. Во время ритуалов колдовского служения барабанщики обучались такой игре на ударных инструментах, чтобы вызывать физиологические реакции: от экстаза и галлюцинаций до припадков и обморочного состояния.

        1 Из Западной Африки эти языческие ритмы со временем перекочевали в Новый Орлеан через работорговлю. Оттуда они проложили себе путь в Чикаго, а затем в Филадельфию.

        2 В Филадельфии ярым защитником нового стиля в музыке стал Билл Хэли. Под его влиянием эту музыку приняли многие белые подростки. Я также стал на время бас-гитаристом в группе этого "отца рок-н-ролла" - Bill Haley and His Comets. Я полностью понимал цель, для которой он создал свою музыку.
        Музыка фокусируется более на неестественных ритмах, нежели на естественных, что само по себе оказывает вредное влияние.
        Давайте обсудим существующий термин "рок-н-ролл". Он был создан кливлендским диск-жокеем Аланом Фридом в качестве эвфемизма (т. е. смягченного выражения) вместо резкой или нарушающей нормы приличия фразы, обозначающей занятие сексом на заднем сидении машины.

        3 Доктор Алан Блум в статье "Закрытый американский разум" пишет, что "рок-музыка обладает одной привлекающей чертой: грубым сексуальным влечением, не проявлением любви, но сексуального желания, неразвитого и грубого. Это желание легко принимается уязвимыми чувствами детей и молодежи как вполне нормальное и соответствующее нравственным законам".

        4 Рок-н-ролл также известен тем, что возбуждает беспрецедентный бунт и гнев.

        5 Американский рок-н-ролл первоначально был, главным образом, танцевальной музыкой, в которой акцент сместился от блюза (медленного танца) к ритму. Он был принят как основа подростковой жизни, цепь, объединяющая общество, выпускной клапан для агрессивности, средство для восстановления сил.
        "Настойчивый низкочастотный ритм, -заключает Уильям Шафер, - требует физической реакции. Итак, грубое, очевидное синкопирование рок-н-ролла выражается в физическом проявлении его сути: в том, чтобы бросить вызов, чтобы сломать пристойные, принятые обществом старые формы и выразить действительные эмоции. Музыканты двигаются и танцуют во время игры, стремясь добиться того, чтобы слушатель отбросил все запреты".

        6 "Сила рок-музыки заключена в сексуальной энергии ритма", - добавляет Джанет Поделл. Она продолжает: "Родители, которые видели в рок-н-ролле угрозу добродетелям своих детей, были правы. Рок-н-ролл заставляет вас захотеть двигаться и трястись, и достичь физического возбуждения".

        7 Рок-музыка сфокусирована не на естественном ритме, который совместим с естественными ритмами организма человека, но на неестественных синкопированных ритмах, которые сами по себе оказывают вредное воздействие на слушателя. Сверхупрощенное объяснение разницы между естественными (природными) и синкопированными ритмами следующее. В природных ритмах ударения приходятся на 1-ю и 3-ю доли такта: uраз, два, uтри, четыре; тогда как синкопированные ударения приходятся неестественно на 2-й и 4-й доли такта: раз, uдва, три, uчетыре. Природный ритм иногда называется ритмом "один - три", а синкопированный ритм - "два - четыре". Эффект различия между двумя типами ритмов поразительный!
        "Человек, по сути, - ритмичное существо", - заметил писатель в "American Mercury" в 1961 году. - "Ритм наблюдается в дыхании, биении сердца, речи, походке и т.д. Полушария головного мозга днем и ночью постоянно находятся в состоянии ритмичного колебания. Для того, чтобы сохранить ощущение благополучия и единства всего организма важно, чтобы человек не подвергался слишком много воздействию каких-либо ритмов, не согласующихся с природными, естественными ритмами его организма".
        Писатель в вышеизложенной цитате использовал выражение "слишком много". Но где граница, после которой начинается "слишком много"? Если темп или скорость музыки быстрее, чем обычный темп организма, обычно, как следствие, возникает оживление и чрезмерное возбуждение процессов во всем организме. С другой стороны, совершенно противоположное наблюдается при звучании очень медленной музыки. Таким образом, важен не только ритм музыки, но и ее темп.
        Когда человек подвергается воздействию внешних ритмов, возникает тенденция приспособиться к ним. Например, солдаты быстрее приучаются к синхронной ходьбе, более известной как "марширование", когда подвергаются воздействию барабанного боя и голоса запевалы. Но когда звучание внешнего ритма прекращается, солдаты, если они профессионально не подготовлены, начинают шагать в собственных ритмах и вскоре сбиваются с шага. Люди, слушая ритмичную музыку, хорошую или плохую, часто постукивают ногой или пальцем руки. Такая способность приспосабливать ритм организма к внешним ритмам не приносит вреда до тех пор, пока эти ритмы в основном совмещаются с ритмом тела. Но что происходит, если организм подвергается воздействию сложных ритмов, присутствующих в рок-н-ролле?


"Христианский рок"


        Возникает вопрос, можем ли мы честно назвать "христианским" что-либо злое и пагубное, такое, как рок? Можем ли мы назвать это святым? Можем ли мы делать что-либо, что, как утверждает наука, является причиной, повреждающей мозг? Можем ли мы использовать это для прославления Бога?
        Если одно лишь название делает что-либо хорошим, то как насчет "христианского героина"? Или "христианского спиртного напитка"? Нет. Называние чего-либо "Божьим", еще не делает это в действительности таковым. Напротив, разве не является смешение заблуждения и истины вином Вавилона, тем, что смущает людей и обманывает их?
        В желании, иногда возникающем внутри Церкви адвентистов седьмого дня, использовать музыку мира для того, чтобы завоевать души, нет ничего нового. "Наряду с громким и резким звучанием инструментов, - писала Хетти Хаскел Саре Макентреф 22 сентября 1900 года, - руководители в Mанси использовали сборники пятидесятнических песен, из которых они исполняли танцевальные мелодии с духовными текстами". Это же происходит и сегодня!
        Сестра Хаскелл продолжала: "Они никогда не использовали наши сборники гимнов, за исключением тех моменты, когда по просьбе старших братьев Брида и Хаскелла они открывали и закрывали богослужение гимном из нашего сборника, но все другие песни были взяты из других. Они кричали: "Аминь", "Хвала Господу", "Слава Богу". Это причиняло боль душе". Далее она делает вывод: "Бедные овцы воистину приведены в замешательство".
        Елена Уайт отреагировала словами: "Господь открыл мне, что явление, которое, как вы описали, имело место в Индиане, будет проявляться вплоть до окончания времени испытаний. Будут иметь место даже грубые, дикие проявления. Будут крики под барабаны с музыкой и танцами. Сознание разумных существ настолько будет помрачено, что они не смогут быть уверенными, они принимают правильное решение. И это называется движением Святого Духа" (Избранные вести, т. 2, с. 36).


"Мирские мелодии"?


        Нет сомнения, что нам необходимо удержать нашу молодежь в церкви, а также достичь людей, имеющих секулярное мышление. Но давайте действовать так же, как Иисус. Разве Он использовал мирские методы? Мы не видим ничего мирского ни в Его жизни, ни в поручении, которое Он нам дал. Библия не одобряет использование мирских методов для продвижения вперед Божьего дела.
        Относительно использования мирских методов Елена Уайт сказала: "Многие одеваются подобно миру для того, чтобы иметь влияние. Но этим они совершают печальную и роковую ошибку. Если они желают сохранить истину и иметь спасающее влияние, пусть они живут согласно своему вероисповеданию, проявят свою веру через праведные дела и покажут огромное различие между христианством и миром. Я видела, что слова, одежда и действия должны говорить о Боге. Тогда святое влияние будет распространено на все и всем станет известно, что они с Иисусом" (Свидетельства, т. 1, с.132).
        "Если кто-либо желает иметь влияние, рассказывая истину, пусть живет, стараясь быть подобным Смиренному Образцу".
        Недавно меня пригласили рассказать о музыке молодым людям, членам адвентистской церкви в Австралии. После этих собраний я слышал много печальных признаний молодых людей, отчужденных от церкви из-за использования современной музыки во время богослужений. Один молодой человек, который пытался вернуться в церковь, рассказал мне: "Мое отчуждение от церкви началось тогда, когда в церкви стали играть евангельский рок. Евангельский рок проложил естественный мост к секулярному року, и вскоре пение гимнов окончательно потеряло для меня свою привлекательность. Я потерял любовь к церкви и не был в ней до недавнего момента. Я нахожу, что все мои проблемы исходят от музыки".
        Чистые, святые методы Христа, не запятнанные ничем мирским, делали возможным приведение в новозаветную церковь молодых людей и обращение секулярно настроенных умов, погруженных в материализм. Слово и жизнь Христа были источниками их силы. Позже, когда церковь, для того чтобы достичь тех, кто находился за пределами досягаемости, соединила истину с языческим учением и практикой, она утратила свою духовную силу и пала.
        Ввиду того, что происходит приводящее в замешательство смешение истины и заблуждения, добра и зла, священного и богохульного, не должны ли мы обратить серьезное внимание на призыв нашего Спасителя: "Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее" (Откр. 18:2-4)?
        Пусть Бог поможет нам внять Его призыву, отделить себя от всего мирского, включая очаровывающие, приводящие к деградации ритмы рок-н-ролла.


Перевод с англ. яз. статьи
из альманаха Adventists Affirm'98.



Мнение студентов об использовании рок-музыки в церкви


        Для меня это болезненный вопрос, т.к. я нередко сталкиваюсь с этим в своей церкви. Я считаю, что надо учитывать традиции, вкусы и мнения членов церкви. Я подхожу к этому либерально, но в рамках допустимых норм. Я использую фонограммы с элементами рок-музыки в детских песнях. Но во избежание пересудов между членами Церкви, думаю, лучше исключить этот стиль музыки из богослужений.
                Жулдыбина Л.
        Богослужение в храме ассоциируется с классической музыкой. Человек, пришедший из мира, ищет покоя для души. Покой и мир приходит тогда, когда он слышит спокойную классическую музыку, а не тогда, когда в храме звучат ударники и звуки электрогитары.
                Ткачук Т.
        Рок-музыка в церкви недопустима. Музыка вообще предназначена для того, чтобы облагораживать и возвышать, а рок-музыка ведет к агрессивности. Слушая такую музыку, человека захлестывают эмоции, и состояние его непредсказуемо. Рок-музыка не приводит к Богу, а, наоборот, уводит от Него. Это сатанинский способ увести молодежь от всего прекрасного и благородного.
                Стойко Л.

Источник: http://www.seminary.ru/info/index.html?tonometer-11