Как социальный проект Школа жизни влияет на жизнь молодых людей

2018-08-22 11:51:24: emmanuil.tv

Молодость – наиболее активный период жизни, когда человек строит карьеру, участвует в общественной деятельности, создаёт семью. Приобретая в это время дополнительные навыки, молодые люди быстрее получают доступ на изменяющийся рынок труда, легче принимают верные решения касательно работы и жизни. При этом задача правительства стран –  эффективнее бороться с таким пагубным явлением, как безработица, и помогать в улучшении экономических условий жизни молодежи.

С 2014 года ежегодно 15 июля отмечается один из международных дней ООН – Всемирный день навыков молодежи (World Youth Skills Day). Генеральная Ассамблея ООН утвердила его с целью повысить уровень информированности о важности инвестирования в развитие навыков молодежи, улучшения социально-экономических условий для молодых людей и для решения проблем безработицы.

Эта дата нужна и для того, чтобы напомнить о роли молодежи в продвижении устойчивого развития и необходимости инвестиций в здравоохранение, профессиональную подготовку и трудоустройство молодых людей.

Согласно исследованиям ООН, молодые люди оказываются безработными в три раза чаще, чем взрослые. Количество рабочих мест, предлагаемых молодежи, снижается, а уровень неравенства на рынке труда растет. Каждый пятый молодой человек в мире, даже работая, живет в условиях крайней бедности. Также каждый пятый не имеет доступа к образованию.

Проблема молодежной безработицы и неполной занятости наиболее остро стоит в развивающихся странах, но и экономически развитым странам до сих пор не удается ее разрешить.

Профессиональная подготовка и трудоустройство молодых людей в Украине

Рынок труда в Украине все время меняется, поэтому молодым людям приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и приобретать востребованные навыки. Развитие навыков, образование и профессиональная подготовка – главные факторы успеха на рынке труда для молодежи и важный показатель жизнеспособности общества. Существующие в Украине системы не способны удовлетворять связанные с учебным процессом потребности молодежи. При этом система профессионального образования, которая должна обеспечивать львиную долю потребностей рынка труда, до сих пор страдает от советских пережитков.

Способна ли украинская система образования подготовить молодежь к вызовам рынка труда?

Уровень образовательной и трудовой миграции в Европу и США, ВВП на душу населения и места украинских вузов в мировых рейтингах говорят не в нашу пользу.

Сегодня тенденции безработицы среди молодежи на украинском рынке труда приобрели угрожающие масштабы.

Так, в 2017 году уровень безработицы молодежи вырос до 30%.

Для сравнения, средний уровень безработицы молодежи в Европейском союзе в том же году составил 18,7%.

Таким образом, ни высшее, ни профессиональное образование не обеспечивают надлежащий переход молодежи к взрослой жизни и конкуренции на рынке труда.

Безработица среди молодежи: мелочь или приговор?

Каждый пятый молодой человек в Украине не имеет постоянного места работы.

Современному миру присуще быстрое разрушение рабочих мест в целых отраслях или профессиях и неопределенность относительно знаний и навыков, которые будут необходимы даже в ближайшем будущем.

Молодежь как правило не имеет достаточного опыта работы и сбережений, а значит лишена своеобразной «подушкой безопасности», чтобы пережить сложный период. Поэтому молодые люди являются одной из уязвимых групп населения и ощущают большее влияние безработицы.

Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-29 лет в Украине в 2015 году составлял 15,5% по сравнению с 9,1% среди всего населения. Недавний мировой экономический кризис еще больше заострил актуальность вопроса молодежной безработицы, ведь в некоторых европейских странах, таких как Испания и Греция, уровень безработицы среди молодежи достигает 55-60%.

Как безработица влияет на здоровье

Потеря работы или невозможность получить постоянную работу с полной занятостью, создают ряд проблем в краткосрочном периоде – снижение уровня дохода, потеря привычного социального статуса, стресс, и, как следствие, снижение уровня психического и физического здоровья и благополучия.

В большинстве стран ЕС и Украины уровень здоровья и благосостояния среди безработной молодежи ниже по сравнению с их работающими сверстниками. Отсутствие занятости снижает уровень счастья и удовлетворенности жизнью, а также негативно влияет на здоровье. Рост безработицы и медленный макроэкономический рост (или спад) усиливают негативное влияние на здоровье.

Негативное влияние безработицы, пережитой в молодом возрасте, на здоровье и благополучие сохраняется даже 20-35 лет спустя. К тому же, как краткосрочный, так и долгосрочный эффекты являются высшими для мужчин. Модель мужа-кормильца семьи все еще остается актуальной как при исследованиях лиц 50+, так и для младших групп.

Каналов негативного влияния безработицы может быть много. Результаты исследований указывают на то, что в случае потери работы в любом возрасте у мужчин меняется динамика здоровья – в среднем возрасте их здоровье хуже, чем у тех, кто не терял работу, а также они существенно чаще становятся курильщиками, что имеет прямую связь с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые являются наиболее распространенной причиной смертности в Украине. К тому же, если потеря работы произошла в молодом возрасте (14-35 лет), это приводит к большему употреблению алкоголя с возрастом среди мужчин, а женщины становятся менее физически активными.

Материальная незащищенность провоцирует молодежь соглашаться на работу с плохими условиями труда, негативно влияет на физическое здоровье (усталость, травмы, обострение хронических болезней). Кроме того, отсутствие достойной работы, неопределенность с трудоустройством (неформальная, частичная или сезонная занятость), «подработки» на низкоквалифицированных работах создают психологические предпосылки для злоупотребления алкоголем. В конце концов, бедность, связанная с безработицей, создает препятствия для улучшения здоровья даже для тех, кто не склонен к вредным привычкам. Безработица, нестабильное положение на рынке труда, неуверенность в будущем и низкая заработная плата также являются причиной отсрочки рождения детей для некоторых молодых семей.

«Школа жизни» образовательный проект Ассоциации «Еммануил» для молодежи

Переход от учебы к работе является важным этапом становления человека. Безработица молодежи в этот период может оставлять глубокие шрамы на всю жизнь. Поддержка безработной молодежи со стороны семьи, общества и государства является важной, чтобы предотвратить разочарование и растрачивание потенциала молодых людей, оказавшихся в трудном положении.

Современный мир стремительно развивается. Мы наблюдаем невероятный технический прогресс в каждодневной жизни. Перед молодым человеком открыты сотни дверей, однако не каждый подросток имеет достаточно знаний, навыков, уверенности в себе, чтобы войти в эти двери.

Благотворительный проект Ассоциации «Еммануил» «Школа жизни» начал свою работу в 2005 году как ответ на физические и духовные нужды подростков из незащищенных слоев населения.

Старт этого проекта не был запланирован. Американка Терри Мьюсен, соведущая программы Клуб 700 (CBN) в 2002-м году усыновила 3-х сестер из украинского города Бердянска. Она лицом к лицу столкнулась с базовыми потребностями детей-сирот — отсутствием основных навыков выживания и, как следствие, неприспособленностью к жизненным реалиям. Это побудило ее создать организацию Orphan`s Promise («Обетование сироте») – христианский проект помощи сиротам и детям из уязвимых групп населения в 60 странах.

Проект предусматривает программы индивидуального подхода к каждому ребенку. Основная его цель – помочь детям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах стать полноценными членами общества, предоставить возможность каждому воспитаннику интерната, подростку из многодетной, малообеспеченной или неблагополучной семьи поверить в себя, ощутить свою значимость, подготовиться к взрослой жизни и обрести определенные навыки, чтобы быть востребованным на рынке труда.

В процессе обучения и общения со взрослыми наставниками, дети открывают для себя новый мир, в котором много любви, доверия и искренности. Маленький человек учится воспринимать этот, порой жестокий к нему мир, в любви и прощении.

Благотворительный проект «Школа жизни» Ассоциации «Еммануил» имеет много обучающих направлений – это и элементы театрального мастерства, английский язык, танцы, игра на гитаре, компьютерная грамотность, домоводство, работа по дереву. А также дети получают всю необходимую познавательно-полезную информацию, которая дает им в дальнейшем возможность адаптироваться во взрослой жизни.

Проект «Школа жизни» успешно работает во многих городах Украины и ближнего зарубежья — Армения, Казахстан, Россия и Грузия.

Программа обучения рассчитана на два года и включает в себя:

  • занятия по английскому языку;
  • обучение работе на компьютере;
  • «Уроки самостоятельности», которые помогают сформировать моральные и нравственные ценности;
  • программа «Жизнь в ладонях».

Во время занятий раскрываются и приумножаются дары и таланты детей. Кроме того, они весело проводят досуг: ездят на экскурсии, ходят в походы, устраивают пикники, вместе смотрят интересные фильмы, организовывают незабываемые вечеринки, летние лагеря и многое другое. Обучение в проекте «Школа жизни» для воспитанников интернатов, подростков из многодетной, малообеспеченной или неблагополучной семьи – бесплатное.


«Мы хотим дать детям инструменты для самостоятельной заботы о себе, – говорит Ольга Бузницкая, руководитель проекта «Обетование сироте». – Чтобы пользуясь этими инструментами они понимали, что рядом есть люди, которые также нуждаются в такой же заботе. В наших центрах молодые люди попадают на безопасную территорию, где они могут откровенно говорить о своих проблемах и нуждах со взрослыми. А взрослые учатся быть тем ответом, в котором так нуждаются молодые люди. Это не стоит дорого, но стоит того, чтобы это делать».

Есть вещи, которые нравятся всем подросткам: это музыка, стиль, компьютер, актерское мастерство. Это то, чем они с удовольствием будут заниматься. И именно во время этих занятий проявляются индивидуальные потребности каждого ребенка. А квалифицированные учителя, психологи получают возможность проводить мягкую психокоррекцию.

И через такие элементарные вещи меняется сознание детей, меняется общество.

Сусанне было 7 лет, когда она попала в один из центров «Школа жизни». Девочка жила с мамой, тетей и дедушкой. Отец бросил маму, когда та была еще беременна, и Сусанна никогда не видела его.

Девочка росла замкнутой, не хотела общаться, замыкалась в себе, часто. По совету знакомых девочка пришла на занятия «Школы жизни». Наставники центра старались привлечь ее внимание разными способами – отдельно играли с ней, помогали ей рисовать, проводили индивидуальные занятия по изучению компьютерных программ. С помощью картинок рассказывали об Иисусе, помогали собирать мозаику с библейскими историями. Девочка прислушивалась к рассказам о Божьей любви. Ее очень тронула история любви Иисуса, из-за которой Он согласился умереть на кресте. На переменах Сусанна подходила к наставникам и задавала волнующие ее вопросы. Девочка старательно выполняла задания, просила научить находить в интернете мультфильмы и фильмы об Иисусе.

Вскоре стали заметны изменения: Сусанна больше не пугалась взрослых, внимательно слушала учителей на занятиях, общалась с ними. Она нашла друзей среди сверстников. Девочка стала лучше учиться в школе, аккуратно писать, полюбила рисовать. Благодаря этому благотворительному проекту Сусанна поехала в детский лагерь, там она нашла новых друзей. Из закомплексованной и неуверенной в себе девочки она превратилась в общительную и дружелюбную, готовую к открытиям и знаниям.

Магомеду 13 лет, его папа и мама – азербайджанцы, исповедующие ислам.

Примерно год назад Магомеда в центр «Школа жизни» привела его бабушка, так как слышала от своих соседей, что поведение многих детей, которые посещают центр, заметно изменилось к лучшему.

Магомед был избалованным и непослушным мальчиком. Он часто дрался с другими детьми, был неприветлив, груб и не уважал старших.

Родители строго наказывали Магомеда, жестоко его избивали, но от этого поведение мальчика становилось только хуже.

Первыми словами бабушки, когда она привела его в «Школу жизни», были: «Пожалуйста, помогите Магомеда перевоспитать!»

В тот день наставники центра еще не знали, сколько проблем Магомед может им доставить…

В первый же день Магомед сильно ударил одного из детей во время занятий. В конце того же дня мальчик толкнул девочку, и она, упав на землю, до крови расцарапала себе ногу.

Несмотря на строгие беседы с учителями, на следующей неделе Магомед продолжал плохо себя вести.

Воспитатели были в замешательстве, не зная, как себя вести с трудным подростком.

Они начали усиленно молиться за Магомеда. А потом решили еще раз поговорить с ним, сказав, что верят, что Магомед хороший и добрый мальчик.

Магомед лишь рассмеялся, сказав, что его никто и никогда не называл хорошим и добрым мальчиком.

Несмотря на то, что Магомед смеялся, его глаза были печальными.

«Бог любит тебя Магомед, помни об этом, и мы тоже любим тебя!»  – сказали ему на прощанье.

Всю следующую неделю учителя продолжали усиленно молиться за Магомеда.

И поведение мальчика постепенно стало меняться к лучшему. Он перестал драться с другими детьми, стал более приветливым и дружелюбным. Вскоре поведение мальчика настолько преобразилось к лучшему, что родители решили подарить ему на день рождения велосипед!

Сегодня Магомед спокойный и добрый мальчик. Он активно посещает спортивные занятия при центре, и даже состоит в его футбольной команде!

«Не просто обучить, а раскрыть талант каждого ребенка»

Оля Андрусь, менеджер благотворительного проекта «Школа жизни», поделилась идеей возникновения и принципами работы благотворительных центров.

«Этот социальный проект начался с идеи адаптировать детей – выходцев интернатов – ко взрослой жизни. Мы встречали детей, которые отправлялись во взрослую жизнь абсолютно не приспособленными: они не знали, как распоряжаться деньгами, как планировать покупки, как строить отношения со сверстниками и взрослыми, и даже как ухаживать за собой… Проект возник в 2004 году – первый центр открылся в Киеве, и тогда у нас было 3 предмета: уроки самостоятельности, английский язык и информатика. На то время это были самые востребованные знания.

Сегодня в Украине работает уже 19 центров. Самые крупные – в Бердянске, Тернополе, Виннице, Закарпатье, Мукачево, Ужгороде, Львове, Запорожье.

Кроме основных трех мы ввели множество новых предметов и курсов: для детей младшего возраста проходят занятия Суперкнига, появился курс стайлинга (парикмахерское искусство), дети изучают веб-дизайн, учатся играть на гитаре, барабанах, осваивают вокал.

Основной принцип работы наших центров – это принятие. Наши двери открыты для всех подростков. При этом основной упор мы делаем на детей из неблагополучных семей. Они все в поиске, не могут определиться, кто они и чем им заниматься. А мы стараемся помочь осуществить их мечту. Наша цель – не просто обучить, а найти талант каждого ребенка.

При этом в разных городах и центрах к детям разный подход. Например, в Закарпатье мы работаем с ромскими детьми – а мы знаем, что ромы никогда не ходили в школу. Лишь в прошлом году из общеобразовательной школы выпустились первые два ромских выпускника. Там мы делаем акцент на элементарное обучение – повышаем уровень грамотности, мотивируем детей учиться и двигаться дальше.

Выпускники наших центров сегодня поступают в институты и успешно учатся.

У сотрудников центров «Школа жизни» множество планов и новых проектов. Но главная цель неизменна: помочь детям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, влиться в общество, дать каждому воспитаннику интерната, подростку из многодетной, малообеспеченной или неблагополучной семьи возможность поверить в себя, увидеть свою значимость, обрести определенные навыки, необходимые для самостоятельной жизни и в труде.

Читайте также: