Washington Post: Украина может показать Ватикану, как решить проблему целибата

2020-02-16 21:00:15: РИСУ

Украинские греко-католические священники могут быть примером, как можно иметь семью и при этом быть верным церкви.

украинец, которому сейчас 41 год.

Согласие любимой позволило ему начать жизнь, которая считается невозможной для большей части католического мира. Он стал женатым священником, который не придерживается целибата и делит свое время между семьей и обязанностями в церкви.

Католические лидеры долгое время сопротивляются идее женатых клериков в основной латинской церкви, считая целибат основополагающим элементом верных священников. А на этой неделе Папа Франциск отказался принимать рукоположение женатых мужчин в Амазонскому регионе. Но в некоторых частях Восточной Европы и Ближнего Востока существуют относительно небольшие ветви католицизма, которые лояльны к Папе и для которых женатые священники – это нормально. Их жизни представляют альтернативную версию католицизма.

Согласно с ней, типичный священник похож на украинца Киндия. Он иногда вынужден изменять свой график, смотрит фильмы и играет в шахматы со своими детьми, когда приходит домой довольно рано. Его семья собирается с другими семьями в кафе после церковной службы. Он приглашает кого-то из своих прихожан быть крестными родителями для его детей. Иногда Киндий берет 10-летнего сына с собой, когда навещает больных. Если они просят о благословении, мальчик помогает отцу. За пределами ежедневной логистики между ролями священнослужителя и отца, женатые священники чувствуют, что широкие страхи католиков безосновательны. Они говорят, что чтут традицию целибата, однако чувствуют, что наличие семьи может помочь им интегрироваться в общество и лучше понять проблемы членов своей паствы.

«На самом деле священники и миряне на одном уровне», – говорит Киндий. Он живет во Львове и служит в большой пастве, восемь из девяти священников которой женаты.

«Женатые священники не над народом. Моя жена дружит с членами паствы. Мои дети растут вместе с детьми членов паствы», – пояснил украинский священник.

На первый взгляд правила УГКЦ противоречат католицизму латинского обряда. Но они демонстрируют, как католические лидеры на самом деле были готовы делать исключения из правила о безбрачии. Церкви восточного обряда составляют лишь 2% от общего количества католиков. Ватикан сделал исключение для уже женатых англиканских священнослужителей, которые обратились к католицизму. В 2014 году Папа Франциск тихо сделал сам исключение для четырех женатых католиков восточного обряда, которых рукоположили за пределами их традиционной территории, в частности в США. Но понтифик не хочет делать исключения, которые бы впустили в основное течение католицизма женатых священников.

Американские епископы латинского обряда предложили проводить рукоположение женатых мужчин в Амазонском регионе как способ решения острой нехватки священников. Ведь отдаленные районы проводят иногда годы без служб. Традиционалисты сразу же выступили против, утверждая, что это создаст прецедент, который может вызвать революцию в церкви. Один из критиков такого решения кардинал Роберт Сара сказал, что женатый священник «не в состоянии быть полностью и абсолютно преданным Богу и церкви».

Эксперты, которые исследовали проблему, также указывают на ее вполне практическое измерение. Женатый священник будет обходиться церкви дороже, ввиду потребности в жилой площади и медицинских услугах. Из-за семей им будет трудно переходить от одной паствы в другую в ходе карьеры. К тому же разрешение жениться не обязательно сделает жизнь священника привлекательным для молодых людей. Архиепископ Святослав Шевчук, который возглавляет УГКЦ, сказал в прошлом году, что его конфессия тоже столкнулась с сокращением тех, кто хотел бы связать свою жизнь с церковью.

[Oleh Kindiy, a priest in the Ukrainian Greek Catholic Church, with his wife, Ivanka, and two of his four children. Kindiy serves as a pastor in the western Ukrainian city of Lviv, at a parish where eight of the nine priests are married. (Courtesy of Oleh Kindiy)]

Священник УГКЦ Олег Киндий вместе с семьей. Фото: Washington Post

В Украине мужчинам разрешено жениться до рукоположения, но не после него. Киндий не первый католический священник в своей семье. Его прадед тоже им был. За это власти СССР сослали его в Сибирь. Когда Украина стала независимой в 1991 году, церкви вышли из подполья. А Киндий, который вырос в светской среде, заинтересовался ими. «Моим вопросом было: почему мы страдаем? Как из этого положения выйти? В 1990-х у нас не хватало денег на еду. Были экономические трудности. Те ответы, которые я слышал в церкви, действительно задели меня», – вспомнил украинец.

Киндий никогда не был вынужден выбирать между браком и судьбой священника. Но в начале 2000-х годов он учился в Католическом университете Америки в Вашингтоне в окружении будущих священников, связанных обязанностью соблюдать целибат. «Я уважаю католическое требование безбрачия. Они жили вместе, шутили вместе. Мне нравилось проводить с ними время. Но я понимал, что после семинарии они вернутся домой, где будут совершенно одиноки. И вот это вызов», – сказал Киндий.

Читайте также: