Снова притча о богаче и Лазаре.


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


Брат Владимир, Вы сами употребили достаточно логики в своих объяснениях, а от меня логики принимать не желаете. Это не совсем справедливо. Да и подборка текстов из Библии, как у меня на сайте - http://www.biblestudy.ru/info/4003.shtml - это тоже результат определенного использования логики. Но я думаю, что даже этого списка текстов достаточно для того, чтобы понять истинное учение об аде. И другие публикации на эту тему, выставленные в том же разделе сайта, также достаточно основаны на Библии. Тем не менее, я попробую еще раз пробежаться по поставленным вопросам, и еще раз привести достаточно веские аргументы из Священного Писания, а не просто собственную логику.

Итак, вопросы и утверждения, которые я обнаружил в письме Брата Владимира:

1. Утверждение о буквальности слов из Откр 14:10,11 "дым мучения горящих в сере и огне будет ВОСХОДИТЬ ВО ВЕКИ ВЕКОВ". Мы опять возвращаемся к проблеме того, какое понятие вкладывали древние евреи в слова "вечный", "во веки" и т.п., и какое понятие вкладываем мы. Для того, чтобы ощутить разницу, я привожу другой библейский текст: "Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, ПОДВЕРГШИСЬ КАЗНИ ОГНЯ ВЕЧНОГО, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти" (Иуд 1:7,8). Все мы знаем, что Содом уже давно не горит: "и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, ПРЕВРАТИЛ В ПЕПЕЛ, показав пример будущим нечестивцам" (2Пет 2:6). Неужели так быстро затух ВЕЧНЫЙ огонь? Или нам следует лучше изучить слово "вечный"? И заметьте, эти стихи непосредственно увязаны с тем будущим судом, который описан в Откровении. Вам мало этого примера? Вот еще один: "Ибо вот, придет ДЕНЬ, ПЫЛАЮЩИЙ КАК ПЕЧЬ; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и ПОПАЛИТ их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что НЕ ОСТАВИТ У НИХ НИ КОРНЯ, НИ ВЕТВЕЙ... и будете попирать нечестивых, ибо они БУДУТ ПРАХОМ под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф" (Мал 4:1,3). Разве не о последнем суде говорит это пророчество? Где же здесь "вечный дым мучений"? Вы исследуйте в Библии, как слово "вечный" используется, и увидите, что во многих случаях эта "вечность" имеет свой конец, как в том же тексте из Иуды 6: "ангелов ...соблюдает в ВЕЧНЫХ узах, под мраком, НА СУД ВЕЛИКОГО ДНЯ" - то есть, "сохраняет закованными НАВЕЧНО до того времени, как наступит СУД". А что после суда? Наступит новая вечность, на сей раз в озере огненном, "в огонь ВЕЧНЫЙ, УГОТОВАННЫЙ диаволу и ангелам его" (Мф 25:41). А Иезекииль, говоря о падении сатаны и его ангелов, утверждает: "Я извлеку из среды тебя ОГОНЬ, который и ПОЖРЕТ тебя: и Я ПРЕВРАЩУ ТЕБЯ В ПЕПЕЛ на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и НЕ БУДЕТ ТЕБЯ ВО ВЕКИ" (Иез 28:18,19; историю сатаны читайте со ст 12). Как коротка некоторая вечность! И только потому, что помимо вечной жизни Библия говорит и о ВЕЧНОЙ СМЕРТИ.

2. Можно ли сказанное о результатах будущего суда сказать о мертвых уже сейчас? Вот это очень даже важный вопрос. Говоря о наказании в вечном огне, Библия везде говорит о последнем суде. А какое наказание может быть без суда? У человека, и то не всегда бывает, а у справедливого Бога? Недавно в частной переписке с одним из наших подписчиков я услышал странную идею о том, что во время Ветхого Завета все умершие, даже праведники, отправлялись в ад, а после, в какое-то время после Голгофы, каким-то образом праведники переводились в рай. Этакое подобие учения о чистилище. Откуда все это? Из еврейского учения о "шеоле" - "могиле"? Просто христиане, поверившие непонятно откуда появившемуся учению о моментальном посмертном воздаянии решили что-то создать такое, что хоть как-то не нарушало другие библейские принципы. А что учит Господь на самом деле?

"Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?" (Ин 11:23-26). - Христос мог бы сказать, что вера Марфы на встречу с Лазарем только "в последний день", то есть в день суда, не правильна. Но вместо этого Христос опять говорит нечто странное относительно "вечности". И ни слова о том, что Лазарь в раю или где еще. Христос просто объяснил состояние Лазаря: "Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер" (ст 11-14). Как во сне человек находится без сознания окружающего, так и в могиле или "шеоле".

Зато Апостол Павел объясняет конкретно: "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами" (1Фес 4:13-18). - Павел мог утешить их более просто, сказав, что умершие уже на небе, в раю, с ангелочками, на лоне Авраамовом... но он этого не говорит, а обещает встречу с умершими не раньше, чем прийдет Христос во второй раз! "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1Кор 15:22,23). - умершие ошивут ТОЛЬКО в пришествие Его! И таких текстов в Библии достаточно для того, чтобы показать, что притча о богаче и Лазаре - не есть описание реальности.

3. Зачем вообще в Библии помещены эти термины? Неужели для того, чтоб мы строили различные теории их обьяснения, но никак ни для прямого их понимания? - Хороший вопрос. Во-первых, некоторые термины нам не понятны только потому, что мы живем в другой эпохе и разговариваем на другом языке. И часто недопонимания происходят только потому, что мы не знаем деталей жизни тех людей, которые писали Библию. Простой пример: я читаю переведенную на русский язык американскую книжку, в которой написано, что автомобиль заехал на газовую станцию. И тут же я понимаю, что переводчик никогда не бывал в Америке, и знает, возможно, только британский английский. Потому что газовой станцией в Америке называют бензо-заправку. Какое отношение имеет газ к бензину? Иногда приходится только догадываться (я не преподаю английский, потому не стану вдаваться в эти пояснения, ведь это всего лишь пример). Знаете ли Вы, что значит в древнем Израиле "дом разутого?" (Втор 25:5-10) или почему в притче о званных на брачный пир, хозяин приглашает всех бедных и хромых прямо с улицы, а затем жестоко осуждает того, кто почему-то оказался не в праздничной одежде? (Мф 22:8-14) Все это было известно современникам, но заставляет подчас задуматься нас сегодня. Те их понимали прямо, а нам подчас нужны объяснения и теории.

4. Притча ли это, или реальная история? Всякую ли притчу начинал Господь с идентификации, что Он говорит именно притчу? И может ли притча начинаться словами, типа: "некоторый человек..."? Луки 19:11,12 представляет нам идентифицированную притчу, начинающуюся такими же словами: "некоторый человек". А притчу о неверном управителе, которая идет непосредственно перед притчей о богаче и Лазаре, никто еще не пытался назвать реальной историей, хотя она и не названа притчей в Писании (Лк 16:1-13). А в Луки 12 главе, начиная со стиха 22 и до конца Христос не идентифицирует ни один сказанный эпизод, как притчу, но при этом почему-то Петр спрашивает Его, кому Он говорит эту притчу? Так что Вы видите, притча не обязательно должна быть идентифицирована, и история не обязательно должна начинаться словами "некоторый человек".

Но у притчи есть некоторое важное качество: она непременно сказана в определенном контексте, и подчас история взята совершенно из другой области, не связанной с контекстом. Причем, притча призвана преподать какой-то один урок, связанный с контекстом, но вовсе не пытается устанавливать какие-либо стандарты в той области, из которой взята иллюстрация. Поясню это на конкретных примерах. Та же притча о неверном управителе, которую мы упоминали только что, вовсе не призвана учить нас жить неправедно, а только говорит о том, что люди мира сего более прилежны в достижении своих целей, нежели верующие люди в достижении своих целей. Притча о работниках в винограднике (Мф 20:1-16) не учит нас тому, как выплачивать зарплату работникам, а учит тому, что последние в Царстве Небесном будут первыми, а первые - последними. Притча о плевелах (Мф 13:24-30) вовсе не учит нас, что нам не следует пропалывать сорняки на наших полях и огородах, а говорит о том, что нам не следует преждевременно судить о том, кто спасется, а кто погибнет. Как вам кажется, какова в таком случае цель притчи о богаче и Лазаре? Рассказать о том, что из себя представляет загробная жизнь? Но ведь в контексте речь идет о богатстве: "Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Лк 16:14,15). Евреи считали, что богатому человеку гарантировано спасение, а вот нищий несет наказание за свои грехи. А Господь в этой притче все представил наоборот. Говорил ли Он о загробной жизни? Вряд ли, так как содержание притчи во многом расходится с тем, что Писание говорит о состоянии умерших в других местах. Точно так же, притча о работниках в винограднике представляет не справедливый метод расчета с работниками, если сравнивать это с другими местами Писания. А притча о неверном управителе вообще становится непонятной, если мы попытаемся найти в ней буквальный смысл. Именно потому, что в притче о богаче и Лазаре есть так много буквальных неувязок с остальным Писанием, а из контекста основное назначение притчи очевидно, я могу смело утверждать, что притча о богаче и Лазаре вовсе не говорит о загробной жизни, а только использует этот сюжет в форме басни.

5. Лазаря отнесли на несуществующее лоно Авраамово, которого тоже в это время не существует? Вот именно. И это не я говорю, а Священное Писание: "Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? ... Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?" (Ин 8:52-57). - Иудеи явно не верили в то, что Авраам где-то был живым в то время, да и Христос не утверждал этого! - "Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо ОН ОЖИДАЛ ГОРОДА, имеющего основание, которого художник и строитель Бог... Все сии умерли в вере, НЕ ПОЛУЧИВ ОБЕТОВАНИЙ, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ... ОНИ СТРЕМИЛИСЬ к лучшему, то есть К НЕБЕСНОМУ; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо ОН ПРИГОТОВИЛ ИМ ГОРОД...И все сии, свидетельствованные в вере, НЕ ПОЛУЧИЛИ ОБЕЩАННОГО, потому что Бог предусмотрел О НАС нечто лучшее, дабы ОНИ НЕ БЕЗ НАС ДОСТИГЛИ совершенства" (Евр 11:8-16,39,40). - Видите, как апостол Павел конкретно истолковал, почему всетаки Авраам еще не вошел в ту небесную обитель, которую ожидал? Оказывается, он сможет туда попасть только вместе с нами (читайте 1Фес 4:13-18).

6. Запутал ли Христос своих современников этой притчей? Полагаю, что нет, так как ученики обычно всегда переспрашивали то, что не поняли. А истину о состоянии умерших иудеи прекрасно знали, потому что нигде во всем Ветхом Завете не говорится о сущуствующем аде или рае, а только о шеоле, то есть, о простой могиле, в которой нет никакого сознания. А вот мы сегодня запутались, и только потому, что в свое время христиане приняли языческие верования о бессмертии души. Нет, не Христос запутал нас, а все тот же лжец и обманщик, который пытался еще Еве внушить, что когда Бог говорит "умрете", то это не означает "смерть". И ему прекрасно удалось обольстить как Еву, так и многих из нас.

7. Смерть еще не самое страшное? Дело в том, что Библия учит, что есть две смерти. Первую смерть Христос назвал сном, потому что она представляет из себя просто бессознательное небытие. После первой смерти следует воскресение во время пришествия Христа, о чем написано жовольно много и конкретно. Затем будет суд, который одним подарит вечную жизнь и бессмертие (только тогда можно пулучить это бессмертие, но никак не раньше), а другим - осуждение (Рим 2:5-8), названное второй смертью ( Откр 2:11; 20:6,14; 21:8). Заметьте из Откр 20:14, что в этой второй смерти (а не вечной жизни в муках) погибнут не только нечестивые, но также и сама смерть, и сам ад!

И вообще, не кажется ли вам странным, что Библия так много говорит о смертности души, о конечности ада, несуществовании мертвых сегодня, а мы упорно ковыряемся в этой одной притче, которая стоит в Библии особняком в этой теме? Некоторые христиане так упорно не желают расстаться со своими языческими предрассудками, что хватаются за такую надломленную соломинку, как притча о богаче и Лазаре. А с бессмертием души к нам приходят такие спиритические верования, на которых рождаются Гарри Поттеры и контакты с умершими... Стоит ли все это таких усилий?