Что подразумевается под словом свет в первой главе Бытия? Если это свет Солнца, то как он возник раньше Солнца?

Спрашивает Сергей
Отвечает Игорь, 06.05.2008


Добрый день, Сергей

Давайте не будем забывать, что источником света может являться не только звезда Солнце.

Согласно определению из словаря Брокгауза, свет - лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым. У нас нет информации, являлся ли свет из Бытие 1:3-5 тем проявляением физики, к которому мы привыкли, то есть как свет Солнца, фонарика, светлячка или огня, или это была уникальная неземная химическая реакция, созданная Богом для того, чтобы осветить происходящее для Ангелов, очевидцев творения Земли. Возможно, здесь под словом "свет" имелось в виду что-то совсем другое, что мы даже не можем себе представить. Библия говорит, что Бог является "Отцом светов" (Иак 1:17)

Кстати, слово "свет" используется в Библии не только в прямом смысле, а и метафорически, и в переносном смысле. Вот что пишет уже упомянутый словарь Брокгауза:

1) Свет как символ Божественной сущности - в этом суть проповеди ап. Иоанна, открывшего Церкви, что "Бог есть свет" ( 1Ин 1:5). Бог назван Свет, потому что Он обладает наивысшей -" истиной и всеведением: "Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним" (Дан 2:22);

2) Бог не только Сам является Светом, но и позволяет Своему народу приобщиться к Своей светлой сущности; Он озаряет Своих чад Светом Своего лица (Чис 6:25; Пс 4:7), свидетельствуя тем самым о Своей благости и милости (ср. Пс 88:16). Бог и Иисус Христос называются Свет, ибо Они просвещают человека небесным Светом (ср. 2Цар 22:29; Пс 26:1; Ис 60:3,191Ин 1:5), а Закон Божий является "светом для народов" (Ис 51:4; ср. Пс 118:105);

3) Иисус как Сын Бога является "сиянием Его -" славы и -" образом ипостаси (т.е. сущности) Его" (Евр 1:3). В Иисусе Христе заключены -" жизнь и свет (Ин 1:4), причем обе эти составляющие равнозначны. Свидетельствуя о Себе, Иисус называет Себя "светом мира" и обещает последовав-шим за Ним "свет жизни" (Ин 8:12). Он призывает обратиться к Свет и веровать в Него, с тем чтобы стать "сынами света" (Ин 12:36);

4) подобно Христу, Светом названа и Его Церковь (Мф 5:14; Еф 5:8) - Его Тело (Еф 1:22,23). Хождение во Свете ( 1Ин 1:7-9), противопостав-ляемое пребыванию в греховной тьме (ср. Иов 24:13), включает в себя -" исповедание собственных грехов и заботу о душах ближних (Ин 3:20,21; Еф 5:13,14; Евр 13:17). Кто судит себя сам, тот не будет судим Богом (1Кор 11:31), Который "осветит сокрытое во мраке и обна-ружит сердечные намерения" (1Кор 4:5);

5) В НЕБЕСНОМ ИЕРУСАЛИМЕ, когда наша вера достигнет полноты в непосредств. созерцании Бога, в Божьем свете мы увидим свет (Пс 35:10), т.к. Бог есть истинный Свет, воплощение совершенства, истины и мудрости. Проникнутые Божьим Свет истины и мудрости, мы познаем Бога как начало всех начал и, просветленные этим знанием, обретем блаженство в озарении Божьей славы ( Откр 21:23 и след.);

6) САТАНА КАК АНГЕЛ СВЕТА. Дьявол во все времена стремился занять место Бога и добиться человеческого поклонения (Мф 4:9). Поэтому неудивительно, что он пытается копировать Божественную сущность. Именно по этой причине Павел предостерегает коринфян не только от лжеапостолов, но и от сатаны, к-рый принимает вид ангела Света (2Кор 11:14). Чтобы не быть обманутыми, христианам надлежит все подвергать испытанию (2Фес 5:211Ин 4:1 и след.).

С уважением,
Игорь