Противоречия в описаниях сотворения человека.


Отвечает Максим Балаклицкий, 11.06.2007


3.915 Яна пишет: «Не так давно я начала изучать библию и сразу же у меня возникли вопросы. Например, в первой и второй главе существуют расхождения о сотворении человека. Первая глава:"человек создан по образу и подобию бога", причем одновременно и мужчина и женщина; бог создал животных и дал им имена, цель создания человека - владычество его на земле "владычествуйте над всеми животными". Вторая глава: человек создан из "праха земного" (гл. 4 стих23), женщина создана из ребра Адама, бог приводит к человеку животных и тот их называет, цель создания человека - возделывание сада (Эдема). Как объяснить столь явные противоречия?

Яна!

Расхождений нет, а есть разные подходы к изложению материала.

1) Хотя в Библии преобладает хронологический принцип, большое значение имееть и принцип приоритетности информации.

Этот принцип широко заимствован (у Библии, думается) журналистами: сначала нам сообщают самое важное, а потом остальное, причём могут как пересказывать прежние события, так и изрекать прогнозы.

Похожая идея есть в компоновке библейских книг: книга Иова написана раньше Бытия, однако стоит позже.

Из новозаветного собрания раньше всего, как считается, появились послания Павла, затем вселенские послания Иоанна, Петра, Иакова и Иуды, затем Евангелия и - намного позже - Откровение.

Сегодняшний порядок, как видим, другой.

Так и в Бытии. Первая глава показывает порядок творения, что Бог является Творцом, а венец творения - человек.

Вторая глава целиком сосредоточена на человеке. Тут возникают идеи завета, разделения на два пола и их соединение в браке, а животные проходят "фоном", как "так и надо".

2) "по образу и подобию" - говорит об образце. "из праха" - о материале. В чём проблемы? Я могу сделать шарик из хлебного мякиша. Шарик - форма, мякиш - материал. Где противоречие?

3) Библия противопоставляет два состояния - безгрешное (главы 1-2) и греховное (с 3 главы).

То, что мужчина и женщина вместе сотворены Богом по одному - Его - подобию, противостоит изображению "разборок" и "стрелок", возникших после грехопадения (3 гл.).

Из чего (ребра) - не исключает образец (образ и подобие).

4) Мне кажется логичным, что, когда человека берут на работу, наниматель знакомит новичка с обязанностями, всё ему показывает.

Человек призван управлять животными. Вот он и называет их - проводит инвентаризацию. "Принимает имущество под расписку".

5) Почему владычество над землей (100% задачи) исключает ее часть - возделывание явно не очень большого сада?

При всём желании, противоречий не вижу. Бог показывает разные аспекты миссии человека.

С уважением,
Максим