Какая "тварь" ожидает искупления?


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


415. Баум А.В. (baum@???.kz) пишет: "Рим 8:19-22 Под словом "тварь" что подразумевается? Некоторые (коментарии) считают, что речь идёт вообще о творении, как живом, так и не живом. Другие же считают, под "тварь" понимаются неверующие люди. Каково Ваше мнение. По возможности с сылочками на Библию."

"Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим 8:19-22).

Я полагаю, что наилучшим толкованием этого текста является сама Библия, и первой ссылкой тому будет та же третья глава Бытия, в которой мы только что рассмотрели вопрос о змее и всем творении. Да, под тварью подразумевается вся природа.

Следует однако признать, что в иудейской традиции это слово также использовалось для обозначения новообращенных из язычества в иудаизм, потому некоторые комментатры и допускают подобное толкование этого текста, подразумевая под "тварью" неверующих людей. Хотя в этом случае логичнее было бы понимать здесь именно верующих, хотя и вновь обращенных христиан. Именно по причине этого несоответствия, я и не придерживаюсь такого мнения. Пример использования слова "тварь" применительно к новообращенным мы находим в 2Кор 5:17 и Гал 6:15. Но опять таки, здесь не неверующие люди подразумеваются, а именно верующие.

Но в самом тексте есть некоторый фактор, позволяющий нам судить о том, что здесь речь идет о животных и природе: "потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее". Эти слова свидетельствуют в пользу неразумных безвольных животных, потому что человек всегда волен избирать себе господином либо Бога, либо сатану (см Рим 6:16). Также можно было бы привести свидетельство о том, что "бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление" (2Пет 2:12). А тот факт, что в вечности также будут животные, причем в их первозданном миролюбивом характере, окончательно убеждает меня в том, что природа также ожидает своего искупления: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей... Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь" (Ис 11:6-9; 65:25). Это вполне соответствует описанию животного мира до грехопадения (см Быт 1:30). Правда, спешу оговориться, что я вовсе не верю, что животные будут спасаться каким-то образом. Я полагаю, что Бог просто сотворит новых животных, как и прежде.