Есть ли место в Писании где четко прописано, что именно входит понятие в церемониальный закон?

Спрашивает Констатнтин
Отвечает Александр Дулгер, 28.08.2011


Мир Вам, брат Константин!


Термин "церемониальный закон" в Библии не встречается. Конечно это не значит, что такого понятия там нет. Оно есть, но термина такого там нет.

Дело в том, что иудеи, а почти вся Библия (включая Новый Завет) написана именно ими, обычно не разделяли закон Моисеев на различные своды законов. Это делаем мы с Вами, для удобства. Иудей же просто говорил - закон.
К примеру, в Гал.4:21-22 апостол Павел под словом "закон" имеет в виду Писания вообще, как книгу. В Гал.6:2 Павел говорит о законе Христа в любви к ближнему. В Гал.2:16 под словом "закон" Павел имеет в виду  церемониальный закон, и так далее.

Что же такое церемониальный закон? Могу предложить такое определение - это свод правил и предписаний построенных на системе жертвоприношений, которые оправдывали человека, очищали его и делали ближе к Богу (религиозные праздники, жертвоприношения, очистительные ритуалы, итп).

Определение церемониального закона в Библии имеется. Вот оно:

"Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними].
Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи." (Евр.10:1-4)

Под будущими благами здесь имеется в виду спасительная благодать явленная Богом в жертве Христа Иисуса, прообразом (тенями, подобием) которой и были ритуалы церемониального закона.

Как видите, понятие "церемониальный закон" неразрывно связано с понятием "жертвоприношение". Иными словами, "церемониальный закон" - это данный Богом свод церемоний (ритуалов), которые вращались вокруг жертвоприношений или были связаны с ними. Это свод особых церемоний (ритуалов), которые наглядно указывали иудеям на различные аспекты жертвы Мессии в будущем.

Таким образом, если мы хотим определить, относится ли то или иное установление (требование, поведение, правило) данное Богом в Торе (Пятикнижии Моисея) к церемониальному закону или нет, то нужно рассмотреть, упомянуты ли там какие-то жертвоприношения в привязке к этому установлению или нет. Если нет, то это установление не является церемониальным. В таком случае оно может быть гражданским законом (аналог нашего Гражданского Кодекса), уголовным законом, морально-нравственным законом, итп. Например, в Левит 11 и Втор.14 Бог дает  список правил, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. Этот список не является частью церемониального закона, так как эти правила никак не связаны с жертвоприношениями. Список пищевых запретов никак не указывает на Иисуса Христа, как будущего Спасителя. Если человек съедал мясо запрещенного животного он не становился нечист, с последующим снятием нечистоты с помощью жертвоприношения. Об этом ничего не говорится. Следовательно этот список правил можно причислить только к законам, в которых Бог заботился о здоровье человека, вроде повеления Втор.23:13.


С уважением,
Александр