Если Игнатий был учеником апостола Иоанна, можно ли прислушиваться к тому что, он говорил? А к другим отцам Церкви? Может ли быть человеческое предание Боговдохновенно?

Спрашивает Константин
Отвечает Виктор Белоусов, 11.02.2009


Мир Вам, Константин!

Сложно утверждать историческую подлинность трудов именно того Игнатия, который был учеником Иоанна.

Сведения о Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (IV). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления Римского Императора Траяна (98 — 117), будучи брошен львам на арене.

Прозвище, по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея гл. 18, стихи 2 — 5; по другой, значит «носитель Божественного духа».

Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Ефеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое — к христианской общине Рима.

О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает (Ц. И. 111.22), что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий — для христиан из язычников. Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».

Мученические Акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия — позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 и 1857 (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не указан).

Учитывая все эти моменты, сложно принять послания Игнатия на том же уровне, как и послания апостола Иоанна. Слово "предание" не несет в себе негатива как такового - это лишь то что "передано". Но есть разное понятие предания - 1Кор.11:2, 2Фесс.2:15 - то что передали Апостолы это одно, а то что привнесли язычники и передали дальше - это другое. Негатив в постепенном отступлении в язычество и греческую философию,  что мы видим у многих авторов "предания". Это видно из сравнения "предания" с каноническим текстом Нового Завета.

Благословений,
Виктор