О почитании мощей


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


514. Юлия (pjula@???.ru) пишет: "Недавно к нам в город в православный храм привозили самолетом(!) мощи святого. Был настоящий ажиотаж вокруг этого события, люди стояли ночами в очередях, чтобы приложиться к ящику с костями. Потом по телевизору патриарх сказал, что это древняя христианская традиция. По правде говоря ничего подобного в Библии я не встречала, откуда вообще пошел этот православный обычай? И какое он имеет значение (если имеет)?

Некоторые христиане пытаются усмотреть источник поклонения мощам в таких библейских эпизодах, как вынесение костей Иосифа из Египта ( Исх 13:19) или чудо воскрешения на костях Елисея (4Цар 13:21). Однако ни один, ни другой случай не имеют ничего общего с нынешним почитанием мощей святых в православии или католицизме.

Библия действительно ничего не говорит о каком либо почитании мощей. В случае с Иосифом, речь идет только об отношении к месту захоронения: Иосиф верил в обетование, данное Аврааму о земле обетованной, и он желал быть похороненным в фамильной гробнице, и тем самым поддержать веру своих единоплеменников в то, что они все же однажды выйдут из египетского рабства.

Что же касается чуда, происшедшего в гробнице Елисея, то хотя это и является чрезвычайным чудом, но нигде при этом или в каком другом месте этому событию не придается какого-либо особого значения, а тем более такого, которое оправдало бы почитание мощей святых. Священное Писание определяет принцип, согласно которому принимается что-либо: "При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово" (2Кор 13:1; см тж Втор 19:15 и Мф 18:16). В Библии нет "двух или трех" свидетельств о чудесах, связанных с мощами, а потому почитание их не может быть библейским.

Откуда же взялось почитание святых и их мощей? Как и всякие другие древние традиции, все это пришло из язычества. В первые века христианства, как это нередко случается и сегодня, многих крестили насильно или за какие-либо посулы, заботясь о количестве, а не о качестве. Христос заповедал ученикам людей вначале научить, а потом крестить. А церковь начала крестить всех подряд, причем зачастую в младенческом возрасе. Так множество христиан оказались христианами только по имени, но жили по своим древним языческим традициям. Да и на Руси до сих пор под видом традиционных христианских праздников на самом деле сохраняются древние языческие традиции, которые так никогда и не были оставлены русскими людьми, не смотря на то, что всех их в свое время "христианизировали". Практически во всех языческих общинах существовали культы поклонения фамильным духам и обожествления героев, павших в битвах. Вчерашние язычники, крещенные в христианство, но не обращенные, не могли принять сердцем того, что однажды выразил апостол Павел: "Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (Флп 3:7,8). Так в христианство привносились и до сих пор привносятся такие элементы, которые никогда не принимались и не могут быть приняты Богом.

Что по этому поводу говорит Господь? Я приведу только три слова:

"Так говорит Господь: не учитесь путям язычников..." (Иер 10:2).

"...тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого" ( Марк 7:7,8).

"Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф 7:22,23).