О значении десятины


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.542 Емельяненко Игорь Викторович (emelyanenko-iv@???.ua) пишет: " Вопрос: если семья (2-3 человека) желает молиться дома и как говорит Библия это уже можно считать церковью (где соберутся двое во имя мое там и я между ними говорит наш господь), то кому тогда платить десятину ? или надо тогда просто откладывать 10% от своих доходов и пускать эти деньги на богоугодные дела (пожертвования неимущим и т.д.).
С уважением, Емельяненко Игорь Викторович. Украина, г. Мариуполь, Донецкая обл.,
церковь полного Евангелия."

Приветствую Вас, Дорогой Брат Игорь!

Этот вопрос несколько сложноват в ответе по той причине, что различные конфессии по-разному истолковывают те или иные доктрины, в том числе и библейское учение о десятине. В частности, лет пятьдесят тому назад в мире практически была только одна христианская деноминация, которая учила и практиковала десятину, а остальные осуждали этих христиан в иудействовании.
Однако благословения, следующие за верностью в десятине, заставили многие церкви, в том числе и Римо-католическую церковь, пересмотреть свое отношение к десятине. Однако, в большинстве случаев это не разрешило всех вопросов, связанных с десятиной.
Отвечая на Ваш вопрос я боюсь оказаться в неудобном положении, ссылаясь на практику иной церкви, а не той, к которой Вы причисляете себя. Итак, для начала давайте определим, что такое десятина, и чем она отличается от пожертвований и иной финансовой поддержки церковной организации. Для этого нам придется обратиться к Библии и в частности к Ветхому Завету, хотя и в Новом Завете также есть достаточно повелений на сей счет.

Во-первых, стоит заметить, что десятина берет свое начало задолго до
Моисея и была распространена не только среди евреев, но также и среди других народов, исповедовавших истинного Бога после потопа. - Быт 14:20; 28:22;
Евр.7:1-10.

Давая повеления о десятине Моисею, Господь только утверждает уже существовавшие законы и описывает их более детально. В частности, десятина названа Святыней Господней. - Лев 27:30-33. При этом, десятину нельзя было ни заменять, ни выкупать, а если кто пожелал бы это сделать, то должен все возвратить Господу, прибавив еще также и пятую часть пени за свою попытку уклониться от исполнения повеления о десятине. То есть, десятина - это часть, принадлежащая Господу по праву, а не добровольное пожертвование.

В отношении предназначения десятины однозначно сказано, что она
Используется исключительно на содержание служителей Божьих. В древности это были левиты и священники, а сегодня это те, кто определенно призваны на служение в
христианской церкви. - Числа 18:21-32; 1Кор 9:13,14.

Закон Моисеев помимо основной или первой десятины, являющейся Святыней Господней и идущей на содержание священства, устанавливал также вторую и третью десятины, которые использовались более как наши нынешние добровольные пожертвования и шли на различные цели, в том числе на непосредственное содержание левитов, на пришельцев, на вдов и сирот, а также и для употребления самим приносящим во время особых религиозных праздников. -Втор. 12:5-19; 14:22-29; 26:12-14.

При этом, вторая десятина, уделяемая левитам, передавалась им напрямую, в то время как первая, основная десятина, обязательно приносилась в храм и распределялась оттуда равно среди всех левитов и священников. - Неем
10:35-39; 12:44-47; 13:5,10-13.

Господь ожидает от нас, чтобы мы приносили свои десятины "в дом хранилища", и напоминает, что если мы не делаем этого, то обкрадываем Самого Бога. - Малахии 3:8-12.

Иисус Христос нисколько не умалил значения десятины, когда Ему был задан вопрос об этом. - Мф 23:23; Лк 11:42.

Апостолы практиковали сбор десятины для поддержания служителей ранней христианской церкви, хотя подчас в описании не встречается само слово "десятина", а только упоминается назначение собираемых средств - на поддержание священнослужителей. - 1Кор 9:13,14; 1Кор 16:1-3.

Итак, все найденное нами в Священном Писании о десятинах показывает нам, что десятины предназначаются для определенной цели и должны направляться в то центральное место, где происходит оплата труда священнослужителей. В Ветхом Завете это была вначале скиния, а затем храм. В христианской церкви это был апостольский совет в Иерусалиме. Сегодня в разных христианских церквах и деноминациях имеются самые разные финансовые и административные структуры,
которые совершают наем и оплату служителей. Потому нам сложно сейчас установить единый центр или единый "дом хранилища", куда нам следует приносить десятины. Однако, понимая, что в древнем Израиле повсеместно были синагоги, но первая десятина приносилась в храм, откуда распределялась среди левитов и священников, мы понимаем, что десятина никак не может использоваться в поместных церквах, а должна направляться в следующие инстанции, которые управляют работой служителей в поместных общинах.
Конечно, далеко не все деноминации построены по этому принципу, потому и использование десятины в настоящее время подчас происходит не в соответствии с библейскими указаниями.

Тем не менее, мы можем определить несколько важных принципов: десятина не может использоваться для помощи бедным; десятина не может использоваться для содержания молитвенных домов и проведения поместных богослужений; десятина не может использоваться самим приносящим для удовлетворения своих религиозных нужд; десятина должна быть направлена на материальное содержание служителей, которые, как и левиты и священники в древности, не имеют своего бизнеса или своих полей, но посвящают все свое время на духовное служение людям; десятина также используется на содержание административного центра, нанимающего служителей и координирующего их деятельность в поместных общинах. Таким центром были скиния и храм в древности, а сегодня различные епархии, конвенции, конференции, епископаты и прочие формальные административные организации, отвечающие за деятельность служителей насвоей территории.

Как на практике происходит сбор и использование десятин в различных деноминациях? В одних церквах десятина объединяется с пожертвованиями и далее не делается никакого отличия в назначении и использовании средств между пожертвованиями и десятинами. В других церквах десятину забирает себе пастор, в то время как пожертвования идут на все остальные нужды общины. Но есть церковь, та, которая первой возродила десятину в середине 19-го столетия, и которая на протяжении почти века терпела насмешки и осуждения за это. В этой церкви существует строгое разделение средств, десятинных от недесятинных. На всех уровнях финансового администрирования производится четкое разделение десятинных и недесятинных фондов с тем, чтобы священная десятина не могла быть использована не по назначению. При этом десятина используется только на зарплату и иное материальное содержание священнослужителей, посвятивших себя полностью служению в церкви и не совмещающих свое служение с иным бизнесом; также десятина используется на содержание офисов конференций, осуществляющих наем служителей; десятина также используется на административное и евангельское служение, исходящее
из этих региональных офисов и направленное на поддержание церкви на
соответствующей территории, а также на развитие евангельского служения на других территориях, где еще нет организованной церкви, но куда посылаются миссионеры, которые также поддерживаются из десятин. В этой церкви имеется стройная, библейски обоснованная система использования десятин и пожертвований. По этой причине, а также потому, что эта церковь всячески стремится во всем жить и действовать в соответствии с неповрежденным библейским учением, я свою десятину приношу в эту церковь. Я говорю об этом не ради того, чтобы разрекламировать какую-то одну церковь, а для того, чтобы показать, что на основании Священного Писания я считаю вопрос десятины достаточно важным, чтобы исполнять эту Божью заповедь со всем старанием.

Господь да благословит Вас!
Василий Юнак