Непростительный грех


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.776 Haupt (Haupt@???.ru) пишет: «Мир вам! Интересуюсь вашими исследованиями. Хотелось бы узнать ваше мнение относительно следующего вопроса: в Ветхом Завете Господь усмотрел, с помощью жертв животных, прощение, практически, любого греха (помимо этого, в случае непреднамеренного убийства, обвиняемый должен был укрыться в городе-убежище, и находиться там до смерти первосвященника). Однако, существовала категория грехов, которая классифицировалась как осквернение святилища, прощения, в случае их совершения, не было - виновного побивали камнями... Существует ли нечто подобное в Новом Завете? Если нет,( а я думаю, что нет), то почему? Неужели для людей разных Заветов существовали разные возможности для спасения? Думаю, вы поняли суть и направление вопроса... Заранее благодарю за БИБЛЕЙСКИЙ ответ!»

Действительно, Господь прощал самые тяжелые грехи, но далеко не всегда преступник имел возможность остаться невиновным. Города-убежища служили для укрытия не от правосудия, а от кровной мести, первое упоминание о которой мы находим уже в самом начале книги Бытие: «И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне» (Быт.4:23) В городах-убежищах не мог укрыться человек, совершивший убийство преднамеренное – он непременно должен был быть предан смерти.
Но, как вы правильно заметили, некоторые преступления воспринимались как особо кощунственные и совершивший их считался проклятым Богом. К их числу иудеи отнесли и Иисуса Христа:
«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал.3:13)

Именно поэтому, толпа, собравшаяся у креста, так яростно хулила злословила Иисуса - считая Его проклятым Богом, они как бы выражали свое согласие с этим. (Мар.15:29, Лук.23:35-39, Матф.27:39) По этой же причине тела распятых не должны были остаться на крестах ночью, согласно закону из Втор 21:22.

Однако распятый рядом с Иисусом разбойник, уверовавший в Него, спасен и это ветхозаветное проклятие не с играло никакой роли. Но значит ли это, что в Новом Завете нет непростительных грехов? Трудно сказать.

Есть один текст, где говориться о таком грехе:

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Матф.12:31)

Иероним высказал идею, что эти слова относятся к диаволу, а не к людям, считая, что данные слова Иисуса нужно рассматривать в контексте Его объяснения разницы между действиями силой веельзевула и силой Духа Божьего. Это мнение весьма интересно, но мне оно кажется слабо обоснованным.

Далее Иисус уточняет:
«если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Матф.12: 32)

Эти слова можно толковать так: если человек не может видеть в сыне плотника Бога и считает Иисуса простым человеком, будучи не в состоянии вместить эту истину – то, хотя он и виноват, но эта духовная немощь не принципиальна. Но если же человек видел дела Духа Святого, творимые Иисусом, и отверг Христа из греховного упрямства, приписав все содействию князя бесовского, то прощения он не получит – прощать его, помимо Христа, будет некому. Собственно говоря, это и является хулой на Духа.