Когда приносилась жертва за народ, каждый день или раз в год? С местами Библии, пожалуйста.

Спрашивает Вячеслав
Отвечает Алексей Марченко, 13.01.2022


Здравствуйте, Вячеслав


Видов жертв в Ветхом Завете было много, они приносились по разным случаям в разное время:

а) Жертва всесожжения (Быт.7:20, 12:2, Исх.29:42). О ней в первый раз упоминается в Писании при жертвоприношении Ноя, по выходе из ковчега (Быт. 8:20). Она состояла в том, что сжигалось все жертвенное животное со всеми его частями, за исключением кожи. Она была преимущественным прообразом жертвы Христовой. Так Мессия имел некогда принести Себя в жертву за грехи людей для их спасения (Евр.9:9, 14).
По закону, Исх.29:38, Исх.28:3, ежедневно требовалось приносить жертвы всесожжения. Утром одного агнца и с ним предписанное хлебное приношение с возлиянием, состоящее из пшеничной муки, елея и вина. Кроме этого, на жертвеннике кадильном сжигали благовонный фимиам. Вечером, при заходе солнца, приносили жертву другого агнца с таким же хлебным приношением, возлиянием и курением (Исх.29:39,41, Чис.28:4). В это же время должны были закалывать и пасхального агнца (Исх.12:6, Втор.16:6). По этим хлебным приношениям утро называли также временем возношения хлебного приношения (4Цар.3:20), а вечер «временем вечерней жертвы» (Езд.9:4, Дан.9:21).

б) Жертва за грех. 
Жертва за грех была различная.  
  • телец – при посвящении священников и левитов (Исх.29:10, Чис.8:7–12), за первосвященника в великий день Очищения (Лев.16:36, 14:18, 19), когда первосвященник согрешил к соблазну народа (Лев.4:3–12), или когда согрешило все общество (Лев.4:13, 21); 
  • козел – в новомесячия и годовые праздники за грехи народа (Чис.28:22, 30), при освящении Скинии и храма (Чис.7:16, 22); 
  • коза или ягненок – за прегрешения кого-либо из народа, за прегрешение по ошибке (Лев.4:27, 28, 32); 
  • однолетний агнец и овца однолетняя – при разрешении обета назореев (Чис.6:14, 16, 19) и при очищении прокаженного (Лев.14:10, 19); 
  • горлица или молодой голубь – при очищении родильницы (Лев.12:6), жены страдавшей долгое время кровотечением (Лев.15:29), и взамен агнца для бедного при обыкновенных грехах (Лев.5:7); 
  • пшеничная мука – десятая часть ефы без елея и ладана, при обыкновенном грехе, для совершенно бедного, который не мог принести в жертву даже и голубя.
Что касается самого приношения жертвы, то после умерщвления животного и возложения на него руки при жертве тельца за первосвященника или за все общество, семь раз кропилось кровью жертвы в святилище против внутренней завесы, затем помазывались роги кадильного жертвенника, а оставшаяся кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжений (Лев.4:25–30 и сл.). После окропления кровью во всех жертвах за грех (исключая голубей) тук или жир и прочие тучные части отделялись от мяса и сжигались на жертвеннике (Лев.4:8, 10, 19, 29). Прочие части жертвенного мяса, в тех случаях, когда кровь вносилась во Святилище и Святое Святых, вместе с кожей, головой, ногами, внутренностями и нечистотой сжигались вне стана или города на чистом месте, где выбрасывался жертвенный пепел (Лев.4:20, 21).

При прочих жертвах за грех, где кровь оставалась во дворе храма, мясо должно было съедаться священниками на святом месте, во дворе Скинии. Сосуды, в которых оно варилось, должно было разбить, если они были глиняные, а если медные, то по крайней мере вычистить песком и вымыть, одежду, на которую случайно попадала кровь жертвы, нужно было вымыть в святом месте (Лев.6:26–29). Из муки принесенной в жертву за грех, вместо птицы священник брал полную горсть и сжигал ее на жертвеннике (Лев.5:12), остальное же принадлежало ему, как приношение хлебное (Лев.5:11–19).

в) Жертва вины была назначена только для частных лиц и притом за такие преступления, которые, хотя не были достойны смерти, требовали, однако, удовлетворительного наказания. Она состояла из овна, большей частью по оценке священника (Лев.5:15), или овцы, или козы, или ягненка (Лев. 5:1–19, Чис.6:12). По заклании животного на северной стороне жертвенника кровь его кропилась на жертвенник со всех сторон, тук сжигался на жертвеннике, как и при жертве за грех, а мясо съедалось священниками в святом месте (Лев.7:17).

г) Жертва спасения или мирная жертва (Лев.3:1) – тройная: 
- жертва хвалы или благодарственная (Лев.7:12), 
- жертва обета 
- жертва вольная (Лев.7:16). 
Для этой жертвы можно было употреблять всякий рогатый скот крупный и мелкий и обоего пола (Лев.3:16, 9:4). В мирных жертвах голуби нигде не упоминаются. Обрядовые действия над этой жертвой до кропления кровью сходны с действиями жертвы всесожжения (Лев.3:2, 8:13). Затем из жертвенного животного отделялись жирные внутренности, те же, что и при жертве за грех, и сжигались на жертвеннике, положенные поверх всесожжения (Лев.3:3–5, 9–11, 14–16, Лев.9:18). Далее отделялись грудь и правое плечо; последнее оставлялось служащему священнику, а первая приносилась через обряд потрясения. Остальные части животного отдавались принесшему жертву, и из них устраивался жертвенный пир, в котором могли принимать участие все члены их семейств, после предварительного очищения (Лев.7:15–18, 22–30). Мясо жертвы хвалы или благодарения должно было съедать в самый день жертвоприношения (Лев.7:15–18, 12:30).

При жертве по обету и вольной жертве, оставшейся от первого дня, нужно было съедать утром следующего дня, а не съеденное в эти сроки должно было сжигать, но не на жертвеннике (Лев.7:16–18). Под угрозой истребления запрещалось есть мясо мирной жертвы лицам, находящимся в нечистоте или осквернившимся какой-либо нечистотой (Лев.7:20, 21). В мирных жертвах вместе с пресным хлебом и лепешками с елеем можно было приносить в жертву и квасной хлеб (Лев.7:12, 13).

д) Жертва бескровная, дар бескровный. Для этого вида жертвы служили хлебные зерна или колосья, мука с елеем и ладаном, хлебные печенья с елеем в разных видах, ладан и вино. Иногда вещества эти присоединялись к другим приношениям и жертвам, а иногда приносились и отдельно. Они частью принадлежали алтарю, а частью священникам и левитам. Ко всем подобным приношениям всегда присоединялась соль, но кислый хлеб и ничто квасное никогда не сжигалось на жертвеннике, а мед вовсе был исключен из числа приношений (Лев.2:2, 6:14–16, Чис.28:5).

Если взять только общественные жертвы за грех за весь народ, то они приносились в праздники новомесячий (Чис.28:11), Пасхи (Чис.28:16) Пятидесятницы (Чис.28:30), Труб (Чис.29:2) Кущей (Чис.29:13), в великий день очищений (Лев.16:5,9,15, Чис.29:11) и при освящении нового святилища (Езд. 6:17, Езд. 8:35).

С уважением,
Алексей