Как, в Украине, реагировать на призыв в армию? И что делать там, на фронте? Как поступать с оружием?

Спрашивает Вячеслав
Отвечает Виктор Белоусов, 25.01.2015


Здравствуйте, Вячеслав.

Общий социальный момент - нужна ли в принципе государству армия и другие силовые органы? В современном грешном мире, к сожалению, это нужно.

Какова справедливая миссия "силовиков"?

4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
(Рим.13:4)

Не зря даже христиане закрывают на ключ свое жилище и защищают свои юридические интересы, согласно законодательства, в суде.

Вспоминаются такие примеры из Евангелия:

21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
(Лук.11:21,22).

Но если дом вообще не охраняется "сильным с оружием" (духовным, физическим, юридическим), то чего можно ожидать? Армия - это охрана государства.

14 Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
(Лук.3:14)

Такие принципы пригодны для любого силового органа. Но война - это всегда трагедия. К сожалению, в ней гибнут и невинные люди. Верующие должны проявлять такие черты характера как милосердие, сочувствие и прощение. Церковь не должна учить убивать. Но защищать тот город и страну, где Вы живете - это нормально и правильно. Можно ли  совместить? Есть принципиальная разница между наступательной и оборонительной войной. Например, ветхозаветние войны имели место - но далеко не все были санкционированы и благословлены Богом. Когда Израиль начинал войну без Божьего указания и благословения - это заканчивалось плохо. Потому в ветхозаветние времена цари спрашивали волю Божью касательно политики и военных действий. В Новом Завете нет отдельно взятых государств, которые бы были христианскими и с "христианским законодательством", потому здесь есть нюансы. В идеале - христианам не были бы нужны милиция или полиция, суды, прокуратура (и армия). Но спросите себя (и знакомых христиан) нужно ли обращаться к контролирующим органам государства в спорных моментах, особенно если они не коррумпированы? Даже апостол Павел затребовал суда у Цезаря, чтобы судиться с иудеями. Это внутригосударственные процессы. А есть и международные - где играет роль как политическая составляющая (дипломаты), так и силовая (армия). В современном мире - хорошая армия, к сожалению, это инструмент обеспечения безопасности. Почему к сожалению - потому что международные соглашения вроде как должны гарантировать отсутствие войн, однако бумага остается бумагой. А останавливает агрессию только риск больших (существенных) потерь. Если армии (и других политических ресурсов) нет - государство и его жители в опасности. Вроде это и не дело христиан, но христиане также живут в этом грешном мире и их касаются вопросы безопасности вполне очевидным образом.

Это можно сравнить с ситуацией, например, если в Вашем районе начались систематические ограбления квартир. Что можно сделать? Молиться о Божьей защите и мудрости в решениях. Улучшить замки. Сделать решетки на окна. Договориться с соседями о бдительности. Может поставить сигнализацию. Поставить замок для подъезда и найти консьержа для дежурства. Все эти меры с одной стороны не гарантируют безопасность на 100%, но с другой - это может существенно повлиять на результат. Зачем вору идти туда, где его ждут много проблем. 

Должны ли в армейских вопросах участвовать христиане и что можно делать?

1) Усиленная молитва о Божьей защите и Божьем вмешательстве в ситуацию.

2) Любой гражданин государства прямо или косвенно принимает участие в поддержке армии - потому что все мы платим налоги (даже делая покупки в магазине) и часть от этих средств идет на финансирование армейской структуры. Также бывает различное волонтерство, общественные организации и т.д.

3) В мирное время хорошо работает механизм альтернативной службы - кто не желает брать в руки оружие, имеет право отдать свой долг государству в виде другой общественно полезной работы.

4) В случае массовой мобилизации и призыва также учитывается специальность человека. Вполне разумно представить письменную бумагу от церкви. Как верующие люди, мы можем просить служить как медики, капелланы  и т.д. Есть большая разница - просто отказываться вообще от любой службы или стараться служить, но при этом не убивать, а спасать. Второй вариант вполне возможен. Знаю некоторых верующих людей, кто добровольно пошли служить парамедиками (медицинская работа без академического медицинского образования) и т.д.

Также обязательно обратитесь за советом к Вашему поместному священнослужителю.

Касательно позиции именно Церкви христиан адвентистов седьмого дня, Гэри Канселл, директор служения капелланов, поднимает аналогичный вопрос в своей книге «Адвентисты седьмого дня на военной службе»:

«Несмотря на то, что Церковь адвентистов седьмого дня выступает за неучастие в военных действиях, пацифизм, служба в армии или не участие в боевых действиях не являются испытанием на членство в Церкви. Деноминация не является совестью для любого члена или военного командира, но она стремится повлиять на сознание и поведение и тех, и других так, что бы решения были максимально информированными и обдуманными».

Таким образом, хотя официальная позиция, которой придерживается Церковь, — неучастие в военных действиях, т.е. отказ от прохождения военной службы и ношения оружия по идейным соображениям, всё же решение по поводу того, служить или не служить в армии и носить ли оружие, остаётся на совести каждого человека. Независимо от решения, которое принимает человек, Церковь призвана служить своим членам, поддерживать их и обеспечивать пасторскую заботу, в том числе и тем, кто служит в армии, и их семьям.

"Церковь АСД рекомендует молодым людям, призываемым в армию как в мирное, так и в военное время, идти в те части, которые не участвуют в актах насилия и кровопролития. Адвентисты обычно не служат по найму в строевых частях Вооружённых Сил, а в тех случаях, когда военная служба является обязательной, они просят предоставить им право на службу без оружия. Адвентисты предпочитают несение воинской службы в медицинских частях или альтернативную гражданскую службу. Во время военных действий - это забота о раненых и умирающих. Адвентисты могут таким образом исполнять свой гражданский долг перед Отечеством, оставаясь верными своим религиозным убеждениям. Церковь признаёт право каждого верующего на выбор им формы исполнения своего гражданского долга. Тем же, кто приобщился к Церкви, будучи кадровым военнослужащим, не возбраняется оставаться верными своему призванию, если это не противоречит учению Священного Писания и данным рекомендациям. Основы социального учения Церкви." (Тэд Вильсон, президент Генеральной Конференции Церкви адвентистов седьмого дня, "Время благодатное" 03.2014)

Желаю Божьих благословений и всем нам мира!

Виктор