Почему Иосифа все жалеют, а 12 братьев, проигнорированных отцом, никому не жаль? Как относиться к зависти?

Спрашивает Ника
Отвечает Виктор Белоусов, 03.09.2015


Ника спрашивает: "Какая оценка зависти вернее? Психологи пишут,что к зависти приучили родители, завистник страдает, надо правильно воспитывать и умело все раздавать. А Библия говорит,что зависть грех, завистник сам виноват, надо обвинять и только наказывать.Того же Иосифа все жалеют, а 12 братьев задвинутых отцом никому не жаль. Или я чего не понимаю?"

Мир Вам, Ника

Начнем с психологов. Теоретически  говорить и практически делать ("правильно воспитывать" и "умело раздавать") - огромная разница. В семейной психологии почти всегда сиблинги (дети одних родителей) выделяются в особую группу со специфичным стилем отношений. Нюанс в том, что они не могут быть равны по определению. Почему - разный возраст, пол - уже колоссальные отличия. К младшему ребенку будут относиться как к младшему, к старшему как к старшему - для родителей это справедливо, а для детей - нет. Даже разница в возрасте в 1 год в детском возрасте определяет и физические параметры и отношение. Конкуренция между детьми будет всегда - в более или менее скрытой форме. Даже у близнецов - потому что они разные. Все дети отличаются по характеру - есть кто-то спокойный и может не агрессивно реагировать на "несправедливость", молча переживая это внутри и в фантазиях. А есть более активный экстраверт и он будет выплескивать это во внешние конфликты как с братьямисестрами, так и родителями. Соответственно родители будут также "неравномерно" реагировать на одни и те же переживания у разных детей, потому что дети по-разному проявляют свои переживания.

Самое главное с родительской стороны - любить детей и стараться их понять (не оправдать, не осудить, а понять - насколько это возможно).

Прежде чем говорить об Иосифе, хочу вспомнить другую историю:

15 На праздник же [Пасхи] правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18 ибо знал, что предали Его из зависти.

Почему фарисеи завидовали Христу? 

- Что у них было общего? 
Они верили в общего Бога, читали одно Писание, один Закон, были поставлены на служение в одной религии.

- Чем они отличались? 
  • Христос гораздо лучше знал Свою миссию и лучше ее делал
  • Характер Христа был "лучше" по отношению к окружающим
  • У Христа были лучше результаты (плоды)
  • За Христом шло больше людей и Он оказывал больше влияния

Вопрос - кто виноват? Проблема зависти в том, что она направлена не на реальную проблему, а на мнимую. Когда мы проснулись утром, смотрим в зеркало и вместо того чтобы умыться и привести себя в порядок - мы разбиваем зеркало. Проблема не в том что любят кого-то другого, а в том - что нужно улучшить отношение к себе. Убирать конкурента - путь разрушения (и стремления к монополии - если никого больше не останется, то любить можно будет только меня, потому что больше некого). Но путь развития - это принимать ответственность на себя и расти самому.

Есть такая народная мудрость: "Ласковый теленок двух маток сосет (а бодливому и одна не дается)".

Посмотрим на Иосифа и братьев. Только вот история проблемных отношений начинается не с Бытия 37 главы, где речь об Иосифе - а гораздо раньше. Характеры у старших сыновей были "своеобразными" - почитайте 34 главу Бытия. Возникает сложная ситуация с сестрой, изнасилованием и женитьбой, и сыновья без спроса отца - вырезают целый город (село) крайне предательским способом. Кроме оценки того - было ли это правильно, есть еще другой вопрос - кто имел право и ответственность принимать такое решение. Это очень сильный семейный конфликт.

30 И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой.

Старшие сыновья ну никак не стремились завоевать уважение отца, пренебрегая его мнением и подставляя весь их род (юношеский максимализм и "самостоятельность"). А Иосиф родился поздно - сын старости. Был более умным и покладистым. Нашел свое место в семейной иерархии в виде "посла" папы (был его глазами и ушами), потому что за старшими реально нужно было приглядывать глаз да глаз. Конечно, старшим это не нравилось. Но вместо того, чтобы самим чуток посмотреть на себя в зеркало - они решили убрать конкурента (родного брата). Это ведь была не просто месть брату, но и самому отцу - они ведь знали какое отношение к Иосифу и как это будет травматично для папы.

Конечно, поведение Иакова по отношению к детям - не идеально. Поведение Иосифа - тоже далеко от совершенства (таких не любят). Но поведение братьев вообще не входит ни в какие рамки.

И снова интересный момент - когда Иосиф попадает в рабство, какое впечатление он оказывает? 

2 И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.
3 И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех.
4 И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.

Не удивительно что его любил Иаков, не удивительно что такого "раба" даже "зауважал" египетский чиновник высокого ранга, не считая впоследствии уважение Фараона. Если бы такими были братья Иосифа - их бы тоже любили, ценили и уважали. Однако братья думали что виноваты не они, а несправедливым папа и "редиска" брат.

Потому мы можем сделать выводы для себя из этой истории. Многие христиане вспоминают слова Спасителя: "будете гонимы за имя Мое" и думают что их не любят за их "христианскую веру". Но часто так бывает, что их не любят не за их веру - а за "специфичный" характер и плохие результаты. Потому часто бывает проблема не с "мирскими" людьми, а проблема с нами как христианами (больше по названию, нежели по жизни). Потому реально оценивая и меняя свои действия - можно увидеть другие плоды.

Благословений Божьих,
Виктор