Почему так много людей не испытывают удовлетворения от своей работы?

2019-08-16 20:41:31:

"Почему так много людей не испытывают удовлетворения от своей работы?" Несколько лет назад я задала такой вопрос специалисту по этой теме, профессору Йельской школы менеджмента Эми Вжесневски, и ее объяснение показалось мне весьма убедительным. Студенты, по ее словам, «думают, что их призвание спрятано под камнем и, если переворачивать их один за другим, оно в конце концов найдется».

Опросы подтверждают, что для миллениалов смысл в работе имеет первостепенное значение. Однако, как показывает исследование Вжесневски, менее 50% людей считают, что работают по призванию. Для многих ее студентов мысли о хорошей работе и успешной карьере — источник тревоги, разочарования и абсолютной неудовлетворенности.

Они — и, как я полагаю, многие из нас тоже — не осознают, что работа может быть осмысленной, но при этом не быть нашим призванием. Самые распространенные профессии в США — продавец, кассир, повар, официант и офисный клерк. Они редко ассоциируются с «осмысленностью», однако у этих профессий есть нечто общее с деятельностью священников, учителей и врачей, которая сполна наделена смыслом. Все они нужны, чтобы оказывать помощь другим. А люди, которые воспринимают свою работу как возможность приносить благо, чаще считают ее осмысленной, утверждает профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете Адам Грант.

«Кратчайший путь ко всему, чего вы хотите в жизни, – это быть счастливым и ощущать счастье прямо сейчас!» – пишет Ронда Берн в своей книге «Секрет», ставшей бестселлером в 2006 году. И все же на фоне этого ажиотажа обозначилась одна серьезная проблема: своих обещаний индустрия счастья так и не выполнила. Да, она неуклонно растет и развивается, но человеческое сообщество в настоящее время ощущает себя несчастнее, чем когда-либо. В самом деле, социологи констатируют печальную иронию: в погоне за счастьем люди становятся все несчастнее.

Этот факт совершенно не удивит тех, кто изучает гуманитарные науки. Философы давно сомневаются, что счастье может быть ценным само по себе, в отрыве от всего остального. Философ XIX века Джон Стюарт Милль писал: «Лучше быть неудовлетворенным человеком, чем удовлетворенной свиньей; лучше быть неудовлетворенным Сократом, чем удовлетворенным болваном». К этому гарвардский философ XX века Роберт Нозик добавил: «И, хотя лучше всего быть удовлетворенным Сократом, при наличии счастья и глубины мы бы скорее пожертвовали частицей счастья, чтобы обрести больше глубины».

Нозик скептически относился к счастью. Он разработал мыслительный эксперимент, чтобы доказать и подкрепить свой скепсис. Ученый предлагает: представьте себе, что вы живете в замкнутом пространстве, в котором вам доступны любые желаемые ощущения и впечатления. Его идея напоминает сценарий знаменитого фильма «Матрица»: «Супер-пупер-ученые могут стимулировать ваш мозг так, что вы вообразите и ощутите, как пишете великий роман, обзаводитесь другом или читаете интересную книгу. Но все это время вы будете находиться в своеобразном резервуаре, с электродами, подключенными к вашему мозгу». Затем Нозик спрашивает: «Подключитесь ли вы к этой машине для жизни, заранее программируя все свои впечатления и ощущения?»

Если бы счастье и впрямь было единственной целью в жизни, то большинство людей предпочли бы счастливо бултыхаться в резервуаре с электродами. То была бы беззаботная и легкая жизнь – без травм, печали, утрат, потому что все это было бы отключено навсегда. Можно было бы всегда ощущать только удовлетворение и, возможно, собственную значимость. Время от времени можно было бы выходить из резервуара и решать, какие еще впечатления вы хотите запрограммировать для себя. Если вам трудно определиться с выбором или ассортимент впечатлений удручает, Нозик предлагает не расстраиваться: «Чего стоят несколько мгновений огорчения по сравнению с блаженной жизнью – если вы ее выберете? К чему испытывать стресс, если любое ваше решение будет лучшим?»

Если вы выберете жизнь в бассейне и ежесекундное ощущение счастья на протяжении всей оставшейся жизни, то будет ли ваша жизнь счастливой в подлинном смысле слова? Хотели бы вы такой жизни для себя и своих детей? Если мы считаем, что счастье – главная ценность (а так полагает большинство людей), разве подобное существование в резервуаре не удовлетворило бы все наши желания?

Это значит, что найти смысл можно, занимая любую должность и работая практически в любой компании. В конце концов, большинство организаций создает товары или услуги, чтобы удовлетворять насущные потребности, и каждый сотрудник так или иначе принимает в этом участие. Главное — понять, какую именно услугу предоставляет ваша компания и вы сами.

Как же это сделать? Один из способов — узнать больше о вашем конечном пользователе или получателе услуг. В ходе одного исследования Грант и его коллеги выяснили, что фандрайзеры из университетского колл-центра, которых познакомили со студентом, чье образование оплачивалось с помощью собранных средств, разговаривали с потенциальными жертвователями на 142% дольше и собирали на 171% больше денег, чем их коллеги, которые не встречались с получателями стипендий. Неважно, внешние ли ваши клиенты или внутренние. Если вы будете уделять больше внимания им и тому, как сделать их работу и жизнь проще, ваша собственная жизнь обретет смысл.

Другой способ — постоянно напоминать себе о глобальной цели вашей организации. Есть замечательная история об уборщике в NASA, c которым в 1962 году столкнулся Джон Кеннеди. Когда президент спросил его, чем он занимается, тот ответил: «Я помогаю отправлять человека на Луну». Производитель одежды «Life is Good» известен своими разноцветными футболками с веселыми человечками, но их цель — распространять в мире оптимизм и надежду, и это отлично понимают даже работники склада. Если вы трудитесь в бухгалтерской конторе, вы помогаете людям или компаниям разобраться с таким неприятным делом, как уплата налогов. Если вы повар в заведении с фастфудом, вы обеспечиваете семьи дешевой и вкусной едой. У каждой из этих профессий есть свое важное место в мире.

Даже если миссия или клиенты вашей компании вас не вдохновляют, вы все равно можете настроиться на нужную волну, подумав о том, как ваша работа помогает вашим близким. В качестве примера приведем исследование, проведенное среди работниц мексиканской фабрики по обработке купонов. Ученые во главе с Йохеном Менгесом, профессором Высшей школы менеджмента им. Отто Байсхайма, выяснили, что сотрудницы, считавшие свою работу скучной, были в среднем менее продуктивны, чем те, кто говорил, что работа приносит им удовлетворение. Однако этот эффект не влиял на тех участниц первой группы, которые воспринимали свою деятельность (какой бы монотонной она ни была) как способ помочь своей семье. С таким отношением они работали не менее продуктивно, чем коллеги, которым нравилась их работа. Многие люди относятся к своей профессии похожим образом. Она помогает им оплачивать ипотеку, путешествовать или просто дает возможность заниматься любимым хобби, которое и придает жизни смысл — будь то волонтерство, садоводство или столярное дело.

Не каждый из нас нашел свое призвание. Но это не значит, что мы обречены на бессмысленную работу. Если мы начнем думать о наших делах как о возможности помочь другим, любая профессия станет для нас значимой.

Одно из их главных открытий заключается в том, что счастливая жизнь, полная довольства, и осмысленная жизнь – далеко не одно и то же! Между этими двумя понятиями есть четкое различие.

Эта разница с давних времен была обозначена в философии, которая на протяжении тысячелетий выделяла два пути к хорошей жизни. Первый путь назывался «гедонией» – в наши дни мы как раз именуем его «счастьем». Зигмунд Фрейд писал об этом, отмечая, что человеческие существа «охотятся за счастьем: они хотят стать и оставаться счастливыми». Фрейд назвал это явление «принципом удовольствия», который для большинства людей и определяет все жизненные устремления. Древнегреческий философ Аристипп, ученик Сократа, считал, что ключ к хорошей жизни – именно стремление к гедонии. «Искусство жизни, – писал Аристипп, – состоит в том, чтобы пользоваться ее радостями и удовольствиями по мере их появления, и острейшие удовольствия – не интеллектуальные и далеко не всегда высоконравственные».

Спустя несколько десятилетий философ Эпикур популяризовал сходную идею: он настаивал, что хорошую жизнь человек обретает в удовольствиях, при этом удовольствие определял как отсутствие страданий, умственных и физических, например тревоги. Сытая, спокойная, беспечальная жизнь и есть счастье, согласно Эпикуру. Эта идея не пользовалась популярностью в средние века и была почти забыта, но возродилась в XVIII веке, когда ее воскресил Джереми Бентам, основатель учения утилитаризма. Бентам верил, что главная сила, движущая человеком, – стремление к счастью. «Природа подчинила человека двум властным хозяевам: боли и удовольствию, – гласит знаменитое изречение Бентама. – Лишь они указывают путь и определяют, что нам надлежит сделать».

Осмысленность – второй путь к хорошей жизни, который легче всего проиллюстрировать, например, обратившись к трудам греческого философа Аристотеля и его концепции «эвдеймонии». Это слово в переводе с древнегреческого означает «человеческое процветание», и нередко его переводят как «счастье». Поэтому Аристотелю нередко приписывают мысль о том, что счастье – наивысшее благо и главная цель нашей жизни. Однако на самом деле Аристотель весьма сурово отзывался о тех, кто стремится к жизни, состоящей из наслаждений. Таких людей он называл вульгарными рабами, подчеркивая, что погоня за удовольствиями в попытке постичь блаженство, хоть и свойственна большинству людей, – все же это скорее удел животных, чем разумных существ.

По Аристотелю эвдеймония – не мимолетная положительная эмоция. Это скорее то, чем человек занят. Чтобы вести эвдеймоническую жизнь, по утверждению древнегреческого мыслителя, нужно пестовать в себе лучшие моральные и интеллектуальные качества, реализуя свой потенциал. Хорошая жизнь по Аристотелю – это активная жизнь, в которой ты делаешь свое дело и служишь обществу. Это жизнь, в которой ты вносишь лепту в благополучие своего окружения, преобразуешь мир к лучшему и, главное, реализуешь свои возможности, а не зарываешь таланты в землю.

Если гедония определяется как «ощущение блаженства», то эвдеймония означает «творить добро и жить по-доброму», а также «стремиться к саморазвитию и наилучшему применению своих способностей», чтобы это согласовывалось с глубинными моральными принципами человека. Проще говоря, это жизнь, построенная на порядочности и добрых делах. И она щедро вознаграждается. Ученые сформулировали это так: «Чем прямолинейнее и настойчивее человек пытается выжать из жизни максимум удовольствия и избежать боли, тем вероятнее в итоге у него получится жизнь, лишенная глубины, смысла и единения с человеческим обществом». Но те, кто делает выбор в пользу стремления к осмысленности, в конечном итоге получают более счастливую и полную жизнь.

(автор - Эмили Эсфахани Смит)

Читайте также: