Казус Филарета. Ч.4. Путь к Томосу и обратно

2020-04-03 03:13:16: РИСУ

С пришествием в мир COVID-19 наша жизнь меняется на глазах. Но какие-то вещи остаются в ней неизменными. Что и демонстрирует сегодня один из наших постоянных авторов – протоиерей Богдан Гулямов. Который воспользовался карантином, чтобы дописать свой «сериал» о «внештатном патриархе» ПЦУ… Что подвигло Филарета «самоизолироваться» от епископата и духовенства ПЦУ? Что? такое «гибридная автокефалия» и готова ли Москва к такому сценарию? Существуют ли у Филарета него шанс вернуться в большую церковную политику? Обо всем этом в последней, четвертой части церковно-детективной истории, посвященной одной из самых парадоксальных фигур украинской церковной истории ХХ века.

Читайте также , и части текста.

Судьба человека зависит от Рока, думали древние греки. А согласно христианству, сценарий нашей жизни — зависит от трех главных факторов. Во-первых, от того, что о нас думает в вечности Бог, мысли которого приводят нас к существованию и сохраняют в нем. Во-вторых, от искушений и козней, заготовленных для нас членами гильдии «подземных сценаристов», которые так и норовят испортить человеку жизнь. И, наконец, от нас с вами. Ведь в некотором смысле каждый из нас является если не «главным», то, как минимум, «ответственным» редактором нашей жизни. Мы — не безвольные марионетки в руках судьбы. Мы — личностные существа, у которых есть возможность принять или отвергнуть о себе Божию мысль. Принять или отвергнуть, предлагаемые «подземными сценаристами» искушения... Не мы привели к бытию этот мир и его насельников. И не нам судить тех, кто сбивается с правильного пути, блуждая по тупиковым маршрутам… Но как же грустно бывает, когда человек на твоих глазах ошибается!..

Исторический путь Филарета к Томосу был непростым и конфликтным. Вначале он рьяно боролся против автокефалии (1988–1990) с позиций единства «многонациональной» РПЦ. «Я, можно сказать, создал Киевский Патриархат из ничего», — заявил Филарет в интервью 4 каналу (22.03.2020). Но исторические факты опровергают слова «почетного патриарха». В 1990 году Филарет еще восхвалял «основанный на равноправии, взаимной любви и уважении» СССР. А также был не борцом за автокефалию, а… временно исполняющим обязанности главы РПЦ (=патриаршим местоблюстителем). Киевский Патриархат был само/провозглашен на Первом поместном соборе УАПЦ 5–6 июня 1990 года. Однако Филарет не был участником этого собрания. 6 июня 1990 года он участвовал совсем в другом соборе. В качестве высшего должностного лица РПЦ Филарет возглавлял в этот день Архиерейский Собор этой Церкви, который выдвинул его одним из трех кандидатов на пост «Патриарха Московского и всея Руси».

Эти выборы Филарет проиграл. А главой РПЦ стал бывший митрополит Ленинградский Алексий II. Церковно-политические ориентиры Филарета мгновенно переменились. Из «духовного центра Руси» Москва превратилась для него в источник опасности. Как опытный церковный аппаратчик Филарет понимал — теперь, когда фигурой №1 в РПЦ стал его бывший главный конкурент, его попытаются убрать с поста Киевского Митрополита. Здесь-то Филарету, наконец, и «открылся» подлинный потенциал украинской автокефальной идеи. Он стал бороться за независимость Украинской Церкви — вначале как Церкви автономной в составе РПЦ, а начиная с ноября 1991 года и за полную независимость (=автокефалию).

и иерархи УПЦ КП не хотели воплощать автокефальный проект «без Филарета» — игнорируя его позицию и авторитет. «Мы не можем обмануть Филарета», — сказал Порошенко. И Константинополь пошел на риск — (и тем самым попутно «обнулил» наложенную на него РПЦ анафему).

Но вместо того, чтобы стать одним из отцов-основателей канонической автокефальной Православной Церкви в Украине, он решил приложить все усилия к тому, чтобы ее уничтожить…

напоминала известную историю о питоне и его сердобольной хозяйке. Четырехметровая змея жила в доме у женщины, которая о ней трогательно заботилась — вплоть до того, что брала якобы «страдающую от одиночества» змею в постель. Забота была экстраординарной. Но в какой-то момент домашний любимец стал худеть, а затем и вовсе отказался от еды. Волнуясь, что животное заболело, сострадательная хозяйка отнесла питона в ветеринарную клинику. Где опытный врач-ветеринар объяснил доброй женщине, что змея абсолютно здорова, а отказ от пищи свидетельствует не о болезни, а о… желании съесть своего хозяина. Змеиный «пост» объяснялся тем, что пресмыкающееся заранее освобождало себе место в желудке, дабы успешно поглотить и переварить свою жертву…

Нечто подобное случилось и во взаимоотношениях Филарета и ПЦУ, руководство которой на первом этапе окружило престарелого иерарха вниманием и заботой. Сразу же после предоставления Томоса в церковной среде поползли слухи — «Филарету сложно смириться со своим новым статусом, он страдает…» Руководство ПЦУ поспешило создать бывшему главе УПЦ КП психологически комфортные условия для служения. Филарету всячески демонстрировали его востребованность, о его заслугах перед украинским Православием по поводу и без оного напоминали духовенству и верным. Однако, как оказалось позже, психологические «тяготы» Филарета были того же свойства, что и «пост» питона. Создавая себе образ «мученика», Филарет, условно говоря, «освобождал место в желудке», т.е. готовился «съесть» нового Предстоятеля — Митрополита Епифания.

Конфликт начался на почве… почестей. Филарет требовал, чтобы ему воздавались за богослужением почести, которые обычно оказывают главе Поместной Церкви. Любое богослужение, согласно церковной традиции, предполагает, что один из молящихся является предстоящим (=предстоятель или глава местной Церкви). Подобно тому, как на Тайной Вечере собрание апостолов возглавлял Иисус Христос, и на каждой литургии (=богослужебном воспоминании этой Вечери) один из священнослужителей должен предстоятельствовать — возносить молитвы от имени всех собравшихся. Вопрос о Предстоятеле в ПЦУ был решен уже на Соборе — когда на этот церковный пост был избран Митрополит Епифаний. Но Филарет упрямо не замечал этого факта, ведя себя как этакий литургический «альфа-самец»: и требовал, чтобы почетное первое место было отведено ему как «почетному патриарху Киевскому». (Словно забыв, что избрание третьего Киевского патриарха в октябре 1995 года было совершено в состоянии канонической изоляции ((=схизмы)) и не получило признания ни в одной из 14 Поместных Православных Церквей мира).

приуроченных к чествованию памяти митрополита Киевского Макария (1494–1497). Филарет приглашал епископат УПЦ КП принять участие в праздничных богослужениях у мощей святого, а также в «братском общении во имя утверждения нашей Святой Украинской Православной Церкви, которая получила долгожданный Томос про автокефалию».

Это было весьма оригинальное приглашение. Во-первых, приглашение было напечатано на бланке распущенного ранее УПЦ КП. А, во-вторых, Филарет забыл пригласить к «братскому общению»… своего Предстоятеля — Митрополита Епифания. 14 мая всегда было особенным днем в литургическом календаре УПЦ КП. На чествование по традиции съезжался епископат УПЦ КП. Воспользовавшись этой традицией, Филарет решил устроить своеобразные «смотрины» своих сторонников, и в случае, если таковых окажется достаточное количество, провести архиерейское совещание/собор, целью которого было бы откатить назад решения Объединительного Собора:

· формально восстановить Киевский Патриархат с Филаретом во главе;

· отменить «греческий» Устав ПЦУ и вернуть Устав УПЦ КП;

· распустить сформированный Митрополитом Епифанием Священный Синод и «вернуть» Священный Синод УПЦ КП;

· назначить дату Поместного Собора УПЦ КП, который бы окончательно обнулил решения Объединительного Собора 15.12.2018.

Филарет надеялся, что 14 мая станет днем его возвращения в большую церковную политику. Но организованный им «смотр войск» окончился для него полным фиаско. — прибывший из уважения к бывшим заслугам Филарета архиепископ Симферопольский и Крымский Климент и три архиерея ПЦУ из России — митрополит Белгородский и Обоянский Иоасаф (Шибаев), его викарий епископ Валуйский Петр (Москалёв) и митрополит Богородский Адриан (Старина). После чего в социальных сетях и в экспертной среде сразу же стали обсуждать вопрос — а не содействует ли новому разделению в Украинской Церкви спецслужбы соседнего государства?..

4 из 60 действующих епископов ПЦУ. Это был жесткий удар по амбициям Филарета. К тому же многие епископы ПЦУ воспользовались предоставленным Филарета поводом, чтобы продемонстрировать свою лояльность избранному Собором Предстоятелю (что и было сделано в форме писем на имя Митрополита Епифания, в которых епархиальные архиереи ПЦУ в дипломатичной форме отмежевывались от филаретовского мятежа). Точка невозврата еще не была пройдена. И Филарету стоило бы здесь остановиться, восстановив конструктивные отношения с Предстоятелем. Но Филарету уже не нужен был мир — ни худой, ни добрый. Он настроился на войну — войну с Митрополитом Епифанием, его командой и даже ПЦУ в целом. А в качестве инструмента таковой Филарет избрал создание параллельных церковных структур. Или, выражаясь менее дипломатично, новой схизмы (=раскола).

. Ведь даже согласно Уставу ликвидированного УПЦ КП, патриарх имел право созвать Поместный Собор только совместно с Синодом (раздел II, п. 2; раздел IV, п.6.). Однако из 12 членов Священного Синода бывшего Киевского Патриархата «за» созыв Поместного Собора выступили только двое — сам Филарет и митрополит Иосаф (Шибаев).

. А через 7 месяцев, когда стало понятно, что Филарет «не остановится», он утратил и другие канонические права. 04.02.2020 Священный Синод принял в отношении бывшего главы УПЦ КП три важных решения:

1. установил, что Филарет с 24.06.2019 «является архиереем Православной Церкви на покое»;

2. приостановил его полномочия как члена Священного Синода ПЦУ;

3. констатировал, что Филарету, как архиерею на покое канонически запрещено совершение любых хиротоний, а также объявил о непризнании со стороны ПЦУ таких рукоположений.

На Филарета не наложили канонический санкций. Его просто-напросто отправили на «заслуженный отдых». Что же касается «соратников» Филарета по мятежу на церковном корабле — митрополита Иоасафа (Шибаева) и епископа Петра (Москалёва), — то их просто напросто «списали на берег». Или, словами синодального решения, «исключили с 24 июня 2019 г. из состава епископата Православной Церкви Украины»…

Представьте себе следующую картину. Проигрывая партию, известный шахматист решил, так сказать, сделать ход конем. Но пошел им не так, как предписывают правила игры в шахматы, а как ему было выгодно. Словно это был не конь, а ферзь… «Этого не может быть, — возразит наш читатель. — Ведь даже средней руки шахматист неминуемо превратится после такого “хода” в посмешище»… За свою долгую жизнь Филарет успел побывать на многих церковных постах, предполагающих знания того, как канонически устроена жизнь Православной Церкви. Но в критические моменты своей биографии Филарет всегда прибегал к одному и тому же фокусу. Он легко переступал через правила и делал то, что ему было в данный момент выгодно.

о своем желании находится в составе филаретовского УПЦ КП(о) заявили от 10 до 15 религиозных общин в Украине (для сравнения: число приходов, ассоциирующих себя с ПЦУ — около 7.000). Не имел Филарет и поддержки среди епископата. Более того, у него не было ни права совершать епископские рукоположения без соответствующего решения Синода ПЦУ, ни адекватных кандидатов в епископы. Но всё это не помешало Филарету взять курс на полное отделение от ПЦУ. «Почетный патриарх» стал самовольно рукополагать новых епископов для своей виртуальной Церкви. И количество последних вскоре доросло до 10-ти — по одному епископу на полтора прихода...

Параллельно Филарет пытался юридически . И поначалу ему это удавалось — в сентябре 2019 года Окружной административный суд Киева дважды принимал решения в пользу Филарета. Однако 11.11.2019 Шестой апелляционный суд Киева вынес решение о продолжении процедуры ликвидации УПЦ КП. После чего приверженцы Филарета попытались взять суд штурмом, кроша мебель и вступая в драку с работниками правоохранительных органов.

Зачем это нужно Филарету? Зачем создавать виртуальный «Киевский Патриархат»? Зачем настаивать на том, что ты — «Патриарх Киевский и всея Руси-Украины», если тебя не поддерживает духовенство? Зачем, наконец, воевать против ПЦУ и Томоса?

У старости полные сундуки опыта. Но что значит опыт без воли и энергии? Известно, что в годы «понтификата» Патриарха Московского Алексия II (1990–2008) особую роль в церковном управлении играл епископ Арсений (Епифанов), ставший правой рукой патриарха в 1990 году, когда ему было 35 лет. Аналогичную роль при Филарете в 2008–2018 годах играли митрополит Епифаний и архиепископ Евстратий (Зоря), авторству которого, начиная с 2007 года, принадлежат многие ключевые тексты УПЦ КП. Войдя в конфликт с Предстоятелем ПЦУ, Филарет тем самым, так сказать, самоизолировался от епископата и духовенства. И сразу же столкнулся с кадровой проблемой. Свидетельством чего являются документы, которые стали появляться в СМИ от имени «почетного патриарха» после того, как он порвал с ПЦУ. Если до Объединительного Собора документы УПЦ КП писались на подобающем уровне, то когда Филарет остался один, без опытных помощников, он стал ставить подписи под откровенно беспомощными текстами… Слабостью Филарета воспользовались те, кого ранее не допускали до обсуждения стратегически важных вопросов церковной жизни. В их числе и многолетний настоятель Владимирского Собора — протоиерей Борис Табачек, которого многие считают вдохновителем (16.11.2017).

Фото: Lb.ua

Вот только полученные от Филарета «шифрограммы» в Москве чаще всего сдают в архив, не дочитав их до конца. Сценарий «гибридной автокефалии» известен там еще по опыту работы московского ОГПУ с «Украинской Синодальной Церковью», — обновленческой структурой, которая целых 9 лет (с мая 1925 по декабрь 1934) существовала в Украине как формально независимая от Москвы «автокефальная Церковь». Но совершенно ясно, что подобные сценарии никому в Москве сегодня не интересны. Во-первых, к сценарию «гибридной автокефалии» не готовы на современном этапе ни в РПЦ, ни в УПЦ (МП). А, во-вторых, в ситуации, когда мир стоит на пороге нового глобального кризиса, украинский церковный вопрос (а, следовательно, и любые сценарии его решения) теряют для России свою актуальность…

Никто не хочет быть пешкой в чужой игре. Не исключение и Филарет, который наверняка считает себя на украинском «шахматном» поле если не королем, то хотя бы ферзем. Филарет надеется, что ему вновь фантастически повезет. Надеется на то, что с ним вновь, как в октябре 2018 года, случится какое-нибудь «каноническое чудо». К примеру, что Московский Патриархат вдруг решится создать в Украине свою «параллельную» Константинополю и ПЦУ автокефалию. Которая, к тому же вдруг окажется еще и «автокефальнее» автокефалии, провозглашенной Константинополем. И тогда у Филарета вдруг появится возможность с честью уйти с исторической сцены...

Как известно, вчистую проигрывают игроки, которым вначале фантастически «везет». Почувствовав себя баловнем судьбы, такой человек чаще всего ставит на кон всё и… проигрывается до последней копейки... Чем закончится «игра» героя нашего Казуса и каковы будут две-три фразы в учебнике церковной истории, которые, в конце концов, суммируют его деятельность? Отвечать на эти вопросы еще преждевременно. Ведь Филарет всё еще является «ответственным редактором» своей биографии… Казус Филарета еще не разгадан. Но мы обещаем читателю с подобающим вниманием следить за событиями в жизни этой парадоксальной фигуры.

Читайте также: