Иерусалим - Словарь В.П. Вихлянцева

(основание мира или безопасное жилище) -- главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли: "Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне -- из Иерусалима" (Ис 2.3). Величайший из царей Давид, расширяя свое царство, взял крепость Сион (2Ц 5.7), располагавшуюся на одноименной горе и бывшую частью Иевуса (см.), населенного иевусеями, и тем положил основание Иерусалиму. Еще раньше, по смерти И.Навина, израильтяне взяли Иерусалим, сожгли его, но иевусеи продолжали там жить и после этого (Нав 1.8,21). Сын Давида Соломон построил в Иерусалиме храм Господу, в который был перенесен ковчег и в который приходили на поклонение живому, истинному Богу люди со всех концов земли. Иерусалим имеет множество и других названий:
• Ариил (Ис 29.1,2,7),
• башня стада (Мих 4.8),
• город великий (см.),
• город великого Царя (Пс 47.3, Мф 5.35),
• город Господа (Ис 60.14),
• город Давидов (см. город Давидов,а)
• город Иудин (2Пар 25.28, Лк 1.39),
• город истины (Зах 8.3),
• город кровей (см.),
• город правды (Ис 1.26),
• град Божий (Пс 45.5, 86.3),
• долина видения (Ис 22.1,5),
• жительница долины (Иер 21.13),
• престол Господа (Иер 3.17),
• радость всей земли (Плач 2.15),
• Салим (Быт 14.18, Пс 75.3, Евр 7.1,2),
• святая гора (см.),
• святой город (см.),
• святыня (Иол 3.17),
• Сион (см.),
• скала равнины (Иер 21.13),
• совершенство красоты (Плач 2.15),
• столица верная (Ис 1.21,26).
Иерусалим достался колену Вениаминову, но был расположен на границе с уделом Иудиным и сделался столицей Иудейского царства, объединившего эти два колена, когда остальные десять колен после смерти Соломона отделились.
Иерусалим расположен вокруг и севернее гор Сион (собственно город Давидов) и Мориа, расположенной на северо-восток от Сиона. Эти две горы в древности были соединены мостом и обнесены стенами. В дальнейшем город распространялся еще дальше на север и его стены несколько раз перестраивались. Иерусалим, расположенный на горах, особенно крутых с южной стороны, считался всегда очень надежной крепостью, но в своей истории подвергался многим нашествиям и разграблениям:
• египетским царем Сусакимом около 928 г. до РХ (3Ц 14.25-26),
• филистимлянами и арабами около 845 г. до РХ (2Пар 21.16-17),
• сирийцами около 803 г. до РХ (2Пар 24.22-23),
• израильским царем Иоасом около 790 г. до РХ (4Ц 14.13-14),
• снова египетским царем Нехао около 608 г. до РХ (2Пар 36.3-4) и, наконец,
• халдеями под предводительством Навуходоносора (см.) в 606 г. и 586 г. до РХ (2Пар 36.6-7,10,13-20).
В этот последний раз Иерусалим и его храм были разрушены до основания, но через 70 лет -- в 536 г. до РХ часть иудеев по повелению персидского царя Кира вернулась с Зоровавелем в Иерусалим и в период с 520 г. до 516 г. до РХ храм и частично город были восстановлены. В 332 г. до РХ Иерусалим был взят (но на этот раз не разрушен) Александром Великим, а после его смерти захвачен около 301 г. до РХ одним из его преемников -- Птолемеем, царем египетским. В 198 г. до РХ Иерусалим захватил Антиох Великий из династии селевкидов, а в 178 г. до РХ Антиох Епифан подверг Иерусалим разрушению и осквернил храм, поставив в нем чуждые алтари и начав приносить в жертву свиное мясо (подражая некоторым греческим культам). В 165 г. до РХ Иерусалим вновь обрел независимость и в течение 100 лет управлялся потомками братьев Маккавеев. В 63 г. до РХ город был взят римлянами под предводительством Помпея. Вступивший с их дозволения на престол в Иерусалиме в 37 г. до РХ Ирод Великий приложил много стараний к восстановлению города и храма. Около 20 г. до РХ он начал основательную перестройку храма (Ин 2.20), обильно украшая его драгоценными камнями и золотом, но в 70 г. по РХ, как и было предсказано Господом, город и храм (в ходе так называемой Иудейской войны) были до основания, более жестоко, чем когда-нибудь ранее, разрушены римлянами под водительством будущего императора Тита. Уцелели лишь три башни и часть западной стены, известная ныне как "стена плача", в которой по народному преданию есть несколько камней из храма Зоровавеля, а может быть и первого. В 135 г. некто Баркохба, выдавая себя за Мессию, поднял мятеж иудеев против римлян и те в отместку вновь разрушили Иерусалим, убили более 580 тыс. человек, а место, где был храм, вспахали плугом. По приказу императора Адриана место было названо Элия Капитолина и появление в этом городе иудеям было запрещено под страхом смерти. Для дополнительного осквернения бывшего места храма там был заложен храм Юпитеру. В 326 г. при императоре Константине Иерусалим вновь получил свое прежнее название, но, когда в 363 г. при Юлиане Отступнике была предпринята попытка восстановления храма на прежнем месте, основание его было, по свидетельству многих очевидцев, разрушено землетрясением и огнем, вышедшим из земли. В 637 г. Иерусалим был захвачен магометанами под предводительством калифа Омара и с тех пор остается под их владычеством. Современные стены Иерусалима были построены в 1542 г., на месте храма высятся теперь две мечети. Но значение Иерусалима для всякого верующего человека в другом. Он символ града Бога живого, небесного Иерусалима (Евр 12.22, От 3.12), нового, сходящего с неба (От 21.2) города будущей жизни. (См. Зилот, храм)