Молитва - Словарь В.П. Вихлянцева

-- основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм (Пс 5.8, Лк 18.10, Деян 3.1) и молились, обратившись лицом к Святому-святых. Если храм был далеко, они молились, обратившись в сторону Иерусалима (3Ц 8.48, Дан 6.10). Молитва совершалась три раза в день (Пс 54.18): в третий час, то есть в девять часов утра, в шестой час, то есть в полдень (Деян 10.9) и в девятый час, то есть в три часа пополудни, во время вечерней жертвы (Дан 9.21). Молились стоя (1Ц 1.26, 2Пар 20.13, Мк 11.25, Лк 9.29-30, 18.11), в особо торжественных случаях -- на коленях (3Ц 8.54, Пс 94.6, Деян 21.5, Еф 3.14), воздевая руки к небу (3Ц 8.22, 1Тим 2.8), в критических случаях повергаясь на землю (Нав 7.6-9). Иногда люди падали "на лицо свое" (то есть всем телом на землю) без молитвы, но это случалось при непосредственной встрече с Богом (Быт 17.3, Суд 13.20,22, Деян 9.4). Молитвы возносились, по-видимому, и перед каждой едой (1Ц 9.13, Мф 15.16, Деян 27.35). Но в законе нет указания на обязательность (установленной) молитвы, как и жертвоприношений. Молитва является естественным стремлением души к общению с Богом, как и жертву можно назвать воплощенной молитвой (Пс 140.2). Поэтому ученики и обращались с просьбами и к Иоанну Крестителю, и к Иисусу Христу научить их молиться (см. молитва Господня).
О молитве в Священном Писании имеется более 40 различных указаний. Важнейшие из них следующие:
• молиться нужно с верою (Мф 21.22, Иак 1.6),
• втайне (Быт 24.63, Мф 6.6, Лк 9.18),
• кратко (Неем 2.4, Мф 6.7, Ин 12.28),
• тихо (Неем 2.4, Пс 5.2),
• искренне (Пс 118.58),
• смиренно (Лк 18.10-14),
• постоянно (Мф 26.41, Лк 18.1, Еф 6.18, 1Фес 5.17),
• в любое время (Пс 118.62),
• с дерзновением и настойчивостью (Мф 15.22-28: Лк 11.9-13, 18.1-8),
• обо всех людях (1Тим 2.1), в том числе и о царях и о начальствующих, как об отдельных человеках ( Езд 6.10, 1Тим 2.2) (но не о "правительстве", особенно в тех странах, в которых оно является воплощением атеистической, богоборческой идеологии, см. церковь),
• даже и о врагах (Мф 5.44),
• также и о том месте, куда нас могут против нашей воли переселить (Иер 29.7),
• особенно же о всех святых ( 1Ин 5.16, Еф 6.18).
В случае достаточного смирения и искренней просьбы в соответствии с волей Божией Господь дает просимое (2Пар 7.14, 33.12-13, Пс 144.18, Ин 14.13-14, 15.7,16, 16.23-24, 1Ин 3.20-22). Вот некоторые примеры отвеченных молитв: Суд 15.18-19а, 1Ц 1.11,20, 3Ц 3.5-14. Но если мы просим вопреки воли Его, Бог не отвечает ( 1Ин 5.14), и есть немало примеров, когда Господь не ответил на молитву и не дал просимого (Вт 3.24-27, 2Ц 12.12-18а, Мф 20.20-22а, 2Кор 12.7-9а).
В Священном Писании и особенно в Новом Завете есть много указаний на то, что молитва есть дело мужчин (1Пет 3.7, 1Тим 2.8). В Новом Завете о молящихся женщинах упоминается (косвенно) только в трех местах (Лк 2.37, 1Кор 11.5,13, 1Тим 5.5) и все они говорят о молитве не в церкви (не в собрании верующих). (См. женщина, мужчина)