Поцелуй - Словарь В.П. Вихлянцева

-- в Священном Писании за исключением одного места ( Песн 1.1) упоминается только как приветствие и знак почитания, любви и гостеприимства. В этом смысле поцелуи в древности на востоке были очень распространены. Родители целовали своих детей (Быт 31.28,55, 48.10, 2Ц 14.33), и дети -- своих родителей (Быт 27.26,27, 3Ц 19.20). Братья и сестры приветствовали друг друга поцелуями (Быт 45.15, Исх 4.27, Песн 8.1), также поступали и другие родственники (Быт 29.11,13, Исх 18.7, Руф 1.9) и друзья (1Ц 20.41, 2Ц 19.39, Деян 20.37). Целовали многократно и в губы, и в плечи и даже в ноги. При этом торжественно кланялись, обнимались, похлопывали по плечам и даже церемонно брали за бороду (2Ц 20.9). Поэтому приглашение Апостолов приветствовать друг друга целованием святым или любви (1Пет 5.14, Рим 16.16, 1Кор 16.20, 2Кор 13.12, 1Фес 5.26) не являлось установлением еще и целоваться при встрече (сверх других приветствий), но наоборот -- призывало к ограничению пышности приветствий тех времен. Поэтому оно и для нас означает призыв к уменьшению и сокращению существующих в наше время в мире приветствий, а не наоборот, не добавление к ним еще и поцелуя (который часто бывает Иудиным). (См. приветствие)