Скиния - Словарь В.П. Вихлянцева

(от греч. "скене" -- шатер) -- походный храм израильского народа, построенный Моисеем у горы Синай по образцу, который был показан ему на горе ( Исх 25.9,40, 26.30, 27.8). В 1Ц 1.9, 3.3 она так и названа храмом, а в других местах -- домом Господним (1Ц 1.24, 3.15). Скиния была местом поклонения и встречи человека с Богом.
В узком смысле скинией является то покрывало из десяти отдельных полотен крученого виссона, голубой, пурпуровой и червленой шерсти с искусно вышитыми на них херувимами, которое первым натягивалось на остов из брусьев ( Исх 26.1-6, ср. ст. 7 и Чис 4.25). Это первое покрывало (собственно скиния), покрывалось вторым -- из козьей шерсти ( Исх 26.7-13, 36.14-18), затем еще двумя покрывалами из кож бараньих красных и из кож синих (козлиных или еще каких-то, в оригинале не ясно) ( Исх 26.24, 36.19). Опорой для них служили брусья, образующие стены скинии ( Исх 26.15-25, 36.20-30). Каждый из этих брусьев был шириной 0,75м и высотой 5м и если они устанавливались вплотную один к другому то скиния в плане имела размеры 15м х 6м. Можно предположить и другое. Если первое покрывало, которое было общим размером 20м х 14м натягивалось своим периметром на вертикально стоящие брусья, тогда скиния должна была быть в плане размером также 20м х 14м и это соответствовало бы Исх 26.12-13, ибо второе покрывало из козьей шерсти было общим размером 22м х 15м (то есть на метр шире и на два метра длиннее первого). Но это маловероятно, ибо все четыре покрова скинии при таких размерах имели бы большое провисание, а кроме того, между брусьями стен были бы просветы. Таким образом, следует предположить первое, а Исх 26.12-13 следует понимать как указание о разнице в размерах двух первых покрывал.
Все брусья были покрыты золотом ( Исх 26). Каждый брус (весом около 360 кг) устанавливался на двух массивных подножиях из серебра весом по 36 кг каждое и между собой брусья соединялись шестами, вкладываемыми в специальные кольца ( Исх 26.26-29, 36.31-34). Они же, по-видимому, поддерживали и покровы. Спереди, кроме свешивающихся покрывал, скиния имела еще завесу, укрепленную на пяти столбах ( Исх 26.36-37, 36.37-38). Внутри скинии, как впоследствии и в храме, на расстоянии 2/3 общей глубины помещения от входа была вторая завеса, повешенная на четырех столбах ( Исх 26.31-32, 36.35-36). Первое помещение называлось святое и в нем устанавливались: справа от входа стол для хлебов предложения, слева -- светильник, прямо перед завесой -- жертвенник для курений ( Исх 26.35). Помещение за завесой называлось Святое-святых и там помещался только один ковчег ( Исх 26.33-34). Скиния устанавливалась прямо на землю, но сама она была внутри чрезвычайно богато украшена: все брусья, скрепляющие их шесты и столбы завес были обложены золотом, жертвенник курений и стол для хлебов предложения были красиво украшены золотом, а светильник чеканной работы был целиком сделан из золота, завесы и внутреннее покрывало (собственно скиния) были сотканы искусной работой и на них были вышиты изображения херувимов.
Во святое могли входить только священники, во Святое-святых -- только первосвященник один раз в год. Там, над херувимами очистилища Господь являлся Моисею и говорил с ним ( Исх 25.22).
Все, связанное со скинией, имело великое значение. Она была не просто местом для богослужения еврейского народа, она являлась таинственным прообразом грядущего в мир Мессии -- Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа и не только в своих главных чертах, но во всех мельчайших деталях.
Скинию окружал двор, который образовывали завесы из белой ткани, повешенные на столбах высотой 2,5м. Размер двора был 50м в длину и 25м в ширину ( Исх 27.9-19, 38.9-17). Скиния размещалась в глубине двора. Перед ней устанавливалась умывальная чаша ( Исх 30.18-21, 38.8), а между ней и воротами двора -- жертвенник всесожжений ( Исх 27.1-8, 38.1-7). Скиния и двор ориентировались своими открывающимися завесами в сторону востока.
Вся работа по устройству скинии была совершена в течение 10 месяцев и скиния впервые была установлена у горы Синай ровно через год после выхода евреев из Египта ( Исх 19.1, 40.17).
В Исх 33.7 скинией собрания назван личный шатер Моисея, у которого он судил народ (ср. Исх 18.7,12-16). В последующих стихах (ст. 8 и дал.) говорится снова о скинии для богослужения. Но в какое-то время скиния, видимо, находилась также и вне стана (ср. Чис 11.24-27,30). В Исх 38.21, Чис 1.50,53, 9.15, 10.11 она называется скинией откровения.
На устройство скинии и двора было истрачено: 1053 кг золота ( Исх 38.24), 3621 кг серебра ( Исх 38.25) и 2549 кг меди ( Исх 38.29-31) -- всего 7223 кг металлов. 48 брусьев и 69 столбов весили около 25600 кг. Ткани на завесы двора пошло 350 кв.м, на покрывало скинии первое -- 280 кв.м, на второе (шерстяное) -- 330 кв.м и на три завесы -- 85 кв.м ткани из крученой шерсти. На два кожаных покрывала пошло около 700 кв.м кожи. Общий вес всех покрывал и завес равнялся, по-видимому, около 1600 кг. Таким образом, вес всех элементов скинии и двора составлял более 32т (что в среднем составляло по 4 кг на каждого левита -- см. далее).
Каждый раз, когда стан отправлялся в путь, скиния разбиралась и шла в строго определенном порядке вместе со своим народом. Ковчег, стол для хлебов предложения, светильник, жертвенник для курений, жертвенник для всесожжений, а также завесу Святого-святых и служебные сосуды переносили на своих плечах левиты из рода Каафа (Чис 3.31-32, 4.4-20). Их было исчислено у Синая 2750 человек старше 30 лет и они при остановке стана располагались с южной стороны скинии.
Скиния и ее покрывала, две завесы и завесы двора со всеми веревками и кольями перевозили на повозках левиты из рода Гирсона, которых было исчислено 2630 человек (Чис 3.25-26, 4.24-28). Они при остановке располагались с западной стороны скинии.
Самые тяжелые и громоздкие вещи -- брусья, столбы, шесты и подножия перевозили на повозках левиты из сынов Мерари, которых было 3200 (Чис 3.36-37, 4.31-33). Они располагались у скинии с северной стороны.
С восточной стороны скинии напротив входа в нее располагались Моисей, Аарон и его сыновья -- священники (Чис 3.6-10,38).
От горы Синай скиния проделала путь через все пустыни вместе с израильским народом и была перенесена через Иордан у Иерихона и установлена впервые на Ханаанской земле в Галгале (Нав 4.19), затем она была перенесена в Силом, где оставалась около 400 лет (Нав 18.1, 19.51, Суд 18.31, 1Ц 1.3), затем оказалась в Номве (во времена Саула) (1Ц 21.1-6) и в Гаваоне (1Пар 21.29, 2Пар 1.3-5). После разрушения храма Навуходоносором она, по-видимому, была возобновлена в Массифе (см. Массифа,в).
Царь Давид, перенеся ковчег из Кириафиарима в Иерусалим, устроил там для него новую скинию (оставив старую на месте) (2Ц 6.17, 7.2, 12.20, 3Ц 1.39, 2.28, 1Пар 15.1, 16.1, 2Пар 1.4). Как видно из 1Пар 16.1,4,39-40 богослужения при Давиде происходили одновременно в двух скиниях. Позже Соломон при перенесении ковчега в храм также перенес в храм и новую скинию (3Ц 8.1-4,6, 2Пар 5.1-5,7), но дальнейшая судьба этой скинии и той, которая осталась в Гаваоне, не известна. (См. Гаваон, жертвенник, жертвенник для курений, завеса, ковчег, Массифа,в, светильник, святилище, святое, Святое-святых, Силом, стан, умывальник, хлебы предложения, храм)