Урим - Словарь В.П. Вихлянцева

(совершенство или утверждение) ( Исх 28.30, Лев 8.8, Чис 27.21, Вт 33.8, 1Ц 28.6, Езд 2.63, Неем 7.65) -- у толкователей нет определенного мнения о значении выражения "урим и туммим" (в двух местах, видимо, только с целью сокращения, употреблено только одно слово "урим" ). Ясно, урим и туммим не были какими-то отдельными предметами, ибо нигде не сказано об их изготовлении, как сказано о всех других ( Исх 28.2-29,31-43), но сказано только об их "возложении" ( Исх 28.30). Можно предположить, что урим и туммим означает некую возможность (способность) вопрошать и разуметь волю Божию. Некоторые полагают, это выражение отражало понятие "жребий", поскольку слова "урим" и "туммим" на еврейском языке начинаются: первое -- на первую букву алфавита (алеф), а второе -- на последнюю (тау). Связывалась такая возможность с наперсником, хотя воля Божия испрашивалась также и через посредство ефода (1Ц 23.9-12, 30.7-8). После Давида они более не упоминается.