Илия - Энциклопедия архимандрита Никифора

ИЛИЯ (мой Бог - моя крепость, или Бог есть Господь), Фесвитянин, из Галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков, и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (3Цар 17:1). В первый раз мы встречаем Илию в 3Цар 17:1 перед Ахавом с грозных предвестием ему трехлетнего с половиною бездождия и вследствие сего голода. "Жив Господь Бог Израиля, пред которым я стою, вещал он Ахаву, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову" (Сравн. Лк 4:25, Иакова 5:17). Из древнейшего повествования видим, что вскоре за посещением царя пророк Илия должен был удалиться на поток Хораф, где оставался некоторое время, чудесно питаемый хлебом и мясом, приносимыми ему ежедневно утром и вечером воронами (17:5,6). Когда поток от засухи иссяк, пророк удалился в Сарепту - селение на Финикийском берегу, почти в средине между Тиром и Сидоном. При Иерониме на этом месте находилась башня, а в позднейшие времена на месте дома вдовы стояла церковь, в которой показывалась комната, где жил пр. Илия, называемая по Гречески: χηρειόν (Acta Sanctorum). Здесь он поместился в доме одной бедной вдовы, мука и масло у которой чудесно не истощались во все время пребывания у нее пророка. В это время единственный сын вдовы умер и Илия своими молитвами возвратил его к жизни. После сего он в первый раз называется человеком Божиим (3Цар гл. 17). Спустя три года, когда бедствие голода в Самарии достигло высшей степени и когда сам Ахав, с начальником своего дворца Авдиею, искал где либо пастбищных мест для своего скота, пр. Илия явился сначала Авдии, а потом и самому царю. "Ты ли это смущающий Израиля?" воскликнул Ахав при виде пророка. - "Нет, отвечал Илия, не я смущаю Израиля, и ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете в след Ваалов" (18:17-18), и затем предложил царю собрать весь народ царства Израильского и жрецов Ваала и Астарты, находившихся под особым покровительством Иезавели, на гору Кармил, для молитвы об окончании голода. Предложение это Ахавом было принято, и вот пред идольским жертвенником стали 850 жрецов Ваала и Астарты: но тщетно они с утра и до полудня бесновались и просили Ваала низвести огонь на их жертвенник. "Кричите громким голосом, говорил им Илия, ибо он бог; может быть он задумался, или занят чем либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется" (18:27). Вечером же он сам соорудил жертвенник из 12-ти камней и, призвав имя Господа своего, молитвою низвел огнь с неба от Господа, истребивший и всесожжение, и дрова, и камни, и прах и поглотивший даже воду, бывшую во рве. Пораженный этим чудом, народ воскликнул: "Господь есть Бог! Господь есть Бог!" Отведенные к потоку Кисон, лжепророки идольские были закланы Илиею, согласно с законом Моисеевым, повелевавшим поступать так со всеми совратителями в идолопоклонство (18:1-40). После истребления жрецов, сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя: сам же вошел на вершину Кармила и преклонил лицо свое к коленям в молитве к Господу. И действительно, по молитве его небо со всех сторон покрылось дождевыми тучами и полились потоки дождя. Ахав сел в колесницу, заплакал и поспешил отправиться в Изреель; Илия, же, подкрепленный силою Божию, опоясал чресла свои и бежал пред колесницею Ахава, даже до самых ворот города (18:41-46). Так, окончив дело пророка, он воздал царю подобающую честь, как его подданный (Лк 4:25, Иак 5:17-18, Евр 11:35). Когда Ахав сообщил своей жене, идолопоклоннице Иезавели, о том какая судьба постигла жрецов Вааловых, то она сильно разгневалась и грозила Илии. немедленною смертью. Узнав об этом, Илия, чтобы спасти жизнь свою, пошел в г. Вирсавию, находившийся в царстве Иудейском, где он мог считать себя безопасным от преследований Ахава и Иезавели. Вирсавия находилась в расстоянии около 90 миль от Изрееля, но он не удовольствовался своим прибытием в этот город, а оставив здесь своего слугу, сам удалился далее на ю. в пустыню. Здесь он остановился, сел под кустом дрока (можжевельника) и стал просить себе у Бога смерти. "Довольно уже Господи, говорил он, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих." Потом он лег и заснул. И вот ангел коснулся его и сказал ему: "встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою." Осмотревшись, Илия увидал в головах у себя хлебец, какие обыкновенно пекут на горячих камнях, и кувшин с водою. Подкрепившись чудесно посланною ему пищею, Илия встал и в продолжение 40 дней шел по дикой, каменистой и опасной пустыне Синайского полуострова, пока не достиг горы Хорив. Здесь он нашел себе убежище в одной пещере и провел ночь. И вот он слышит голос от Господа: "Что ты здесь Илия? - Возревновал я о Господе Боге Саваофе, отвечал Илия, ибо все сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечем, остался я один, но и моей души ищут. чтобы отнять ее." Господь повелел ему выйти из пещеры и стать на гору, в ожидании откровения Божия. Начались страшные знамения. Сначала разразилась ужасная буря с грозным вихрем, раздирающим горы и сокрушающим скалы; за бурею последовало землетрясение, потом пронесся огонь. После огня веяние тихого ветра (и там Господь). Он сказался не в буре, не в землетрясении, не в огне, но в вечерней прохладе, - в веянии тихого ветра. "Возвратись, сказал Илии Господь, и поди к Дамаску, и когда придешь, то помажь Азаила в цари над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в цари над Израилем: Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехочы, помажь в пророка вместо себя." При этом Господь утешил и Илию, сказавши, что Он оставил для себя между Израильтянами еще семь тысяч мужей, которые не преклонили колен своих пред Ваалом и уста, которых не целовали идола (3Цар 19:1-18). Услыхав волю Божию, Илия снова отправился в путь и нашел Елисея у селения Авел-Мехолы; помазал его в пророки, бросив на него милоть свою - символический знак посвящения в пророческую должность. Елисей тотчас же последовал за ним и стал служить ему (гл. 19).Далее в 3Цар говорится об Илии, что он получил повеление от Бога снова предстать пред Ахавом и объявить ему грозный суд Божий, имеющий совершиться над ним и его домом, по случаю умерщвления Навуфея и отнятия у него виноградника. "Ты убил и еще вступаешь в наследство"?. грозно сказал Илия Ахаву, явившись пред ним в Навуфеевом винограднике. Так говорит Господь, продолжал он, на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь." Ахав сказал Илии: "Нашел ты меня враг мой! - Нашел, был ответ Илии, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Божиими. Так говорит Господь: Я наведу на тебя беды... И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама... И псы съедят Иезавель за стеною Изреели." Выслушав сие. Ахав раскаялся, разодрал свои одежды, возложил на себя вретище и постился... так что Господь отложил Свой праведный суд над домом его до дней царствования сына Ахава, Охозии (3Цар 21:17-29). По смерти Ахава, пр. Илия был послан к сыну его, царю Охозии, сказать ему, что он умрет вследствие своей нечестивой жизни. Здесь свящ. писатель кн. Царств сообщает несколько интересных сведений о наружном виде человека Божия. "Каков видом тот человек, который вышел навстречу вам?" спрашивал Охозия у посланных им к Вельзевулу вопросить о своей болезни и встреченных на пути, по повелению Божию, пр. Илиею. - Человек, этот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим, отвечали посланные. На это сказал царь: "это Илия Фесвитянин"! Два раза затем посылал царь своих пятидесятников схватить пророка, но оба раза они чудесно были попалены с своими отрядами огнем небесным. Третий пятидесятник с своим отрядом по своей усердной мольбе к пророку был пощажен, и Илия отправился с ним, и смело, перед постелью болящего Охозии, повторил ему смертный приговор от Бога (4Цар 1:1-17). Приближалось время взятия Илии на небо, Елисей и сыны пророческие по откровению Божию знали о том, что должно было совершиться, и Елисей не отходил от Илии ни на шаг. Они пришли к реке Иордану, Илия ударил своим плащом по реке; вода расступилась по обе стороны, и оба они перешли по сухому дну. "Проси, что сделать тебе прежде; нежели я буду взят от тебя? Сказал Илия. -Дух, который в тебе, пусть будет па мне вдвойне, отвечал Елисей. - Трудного ты просишь, сказал Илия. Если увидишь, как я буду взять от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет." Они продолжали идти вместе и беседовали друг с другом. И вот огненная колесница и огненные кони разделили их друг от друга, и Илия в вихре понесся на небо. "Отец мой, omeц мой, колесница Израилева и конница его!" - воскликнул Елисей, и не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую на него, и пошел назад и стал на берегу Иордана. По примеру Илии, он ударил его милотию по воде и воззвал: "Где Господь Бог. Илии - Он Самый? и Иордан расступился туда и сюда, и Елисей перешел на западный берег реки. Тщетно сыны пророческие три дня искали тело Илии - его уже не было здесь, и он не являлся более на земле, до самого события Преображения Господня на горе Фавор, когда ученики Господа, Петр, Иаков и Иоанн, видели его вместе с Моисеем беседующим с Господом (Мф 17:3-8). Замечательное указание на пр. Илию находится у пр. Малахии (4:5-6). "Вот Я пошлю к вам Илию пророка, пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием." Из Нового Завета мы знаем, что в означенном месте под именем Илии разумеется Иоанн Креститель (Мф 11:14, Мк 9:11-13, Лк 1:17). В духе и силе Илии имел совершать служение свое Предтеча Господа, Иоанн Креститель, уготовлявший путь Господу, и вот евангельское повествование прямо и определенно называет его именем Илии (Мф 17:10-12). Наконец, по верованию Православной Церкви, пр. Илия вместе с Енохом снова имеют придти на землю перед вторым пришествием Господа (От 11:3-12). В заключение скажем, что Магомет в своем Коране относится с великою похвалою о пр. Илии. Магометане, как и Иудеи, считают его посредником между небом и землею, который является в человеческом виде людям благочестивым на земле, посещает их в мечетях и синагогах и сообщает откровения Божий, особенно благочестивым мужам и раввинам. В Православной Церкви, равно как и в других христианских восточных церквях, имя пр. Илии занимает весьма высокое место. Это имя часто нарекается детям при их рождении; в честь пророка Божия Илии у нас на Руси воздвигнуто много храмов, и память его, 20 июля, празднуется церковью, как большой праздник. В Ефиопской церкви. Коптской и некоторых других имя пр. Илии также внесено в их календари, как святого, а память его празднуется 8-го февраля и 1-го декабря.