Бог - Словарь В.П. Вихлянцева

-- этим словом Священное Писание называет Того, Кто есть наш Творец (Быт 1.27, 2.7), и Кого человек, творение Божие, ни описать, ни постигнуть не в состоянии (Иов 11.7). Но нам дано видеть Его дела (Вт 4.35, Деян 17.28, Рим 1.20). И людям Бог на протяжении веков открывался под разными именами. В первой главе Библии мы встречаем только имя Бог, которое в еврейском тексте записано как Элоим (мн. от Эль, сила). Этим именем Священное Писание показывает Бога всесильным Творцом и Вседержителем. Но уже во второй главе мы встречаем имя Господь (Иегова, то есть Сущий, см. Исх 3.14) и это потому, что был сотворен человек. Разницу эту можно понять, например, из рассмотрения следующих мест: "...как повелел ему Бог (Элоим). И затворил Господь (Иегова) за ним..." (Быт 7.16), или "...ныне предаст тебя Господь (Иегова) в руку мою...и узнает вся земля, что есть Бог (Элоим) в Израиле" (1Ц 17.46), или "...Господь (Иегова) помог ему, и Бог (Элоим) отвел их от него..." (2Пар 18.31), или, наконец, из сравнения 1Кор 5.13 и Евр 10.30, 1Пар 21.13 и Евр 10.31. Другими словами, Бог есть Господь для избранных Своих, а для всех остальных Он есть только Всесильный Бог.
В 3 в. до РХ в обиход вошло имя Бога Адонаи (что также значит Господь, Владыка -- от слова "дан", судья), которое евреи употребляли вместо имени Иегова при чтении священных текстов.
Кроме указанных имен в еврейском тексте Священного Писания встречаются еще следующие два имени Бога: Елион (означающее Всевышний, как например, в таких словах: "...поднимаю руку мою к Господу Богу (Елион)...", Быт 14.22) и Шаддаи (означающее Всемогущий, например: "...явился... с именем Шаддаи", Исх 6.3). Пс 90.1 в оригинале выглядит так: "Живущий под кровом Всевышнего (Елион), под сению Всемогущего (Шаддаи) покоится. Говорит Господу (Иегове): "...Бог (Элоим) мой"..."
Кроме этих имен Божиих Библия приводит также следующие определения или характеристики Божии (которые иногда называются именами):
• дух (Ин 4.24),
• мститель (Наум 1.2),
• огонь поядающий (Вт 4.24, Ис 33.14, Евр 12.29),
• ревнитель ( Исх 34.14, Вт 6.15, Наум 1.2),
• Саваоф (см.),
• свет ( 1Ин 1.5),
• страх Исаака (Быт 31.42,53),
• Судия (Иов 23.7),
• Творец (Иов 4.17, Пс 94.6, Рим 1.25),
• Утешитель (Ис 51.12).
В Новом Завете Бог является в Сыне Своем Иисусе Христе (Ин 1.18). (См. также Адонаи, Господь, Иегова, имя, Сын Божий).