Что значат слова Иисуса в Матф.10:28? И не бойтесь убивающих тело,души же не могущих убить, а бойтесь более Того,Кто может и душу и тело погубить в геене.

Спрашивает Дали
Отвечает Виктор Белоусов, 16.03.2008


Дали спрашивает:"Я запуталась,не существует бессмертия души,так я понимаю изБиблии,но,что тогда значат,слова Иисуса в Матф.10:28 И не бойтесьубивающих тело,души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Ктоможет и душу и тело погубить в геене. Почему Он так сказал?"

Мир вам, Дали!

Привожу определение души изсловаря Брокгауза (его нельзя упрекнуть в специальной необъективности,он не принадлежал к церкви, которая не верила в бессмертие души, аявлялся исследователем и библеистом).

Прежде этого определения дам ответ по тексту. Если заменить слово"душа" на "жизнь", то увидим интересный подход. Есть тот, кто можетубить тело, но жизнь убить не может. Боятся нужно того, кто может итело и жизнь уничтожить в гинноме (это место - реальная свалка застенами Иерусалима, где посмоянно сжигался мусор и нечистоты воизбежание  инфекционных эпидемий). Мы знаем, что Бог после смерти теламожет его воскресить  даже из состояния разложения (как было сЛазарем), но после второй смерти (Откровение 20:12-15) нет возврата -потому что нечестивые воскреснут, будут осуждены и будут уничтоженынавсегда (и тела, и жизнь).

Теперь определение Брокгауза:

"Душа. В Библии слово "душа" имеет различные значения. По мере развитиябибл. религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл.

I. В ВЗ Д. обозначается др.-евр. словом нефеш - "дышащая","воздыхающая"; в Синод. пер. это слово (так же как и руах - дух) иногдапередается как "дыхание" (ср. Иер 15:9; Иов 41:13). Под словом нефешпервоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в тележизненный процесс: 1) из этого следует, что под Д. в древнейшие временапонималось то начало, к-рое сообщает телу -> жизнь, постоянноподдерживает ее в нем; 2) а) в дальнейшем это слово применяется уже дляобозначения самого живого существа (ср. -> Тварь) - как человека,так и животного (ср. Быт 1:20; 2:7,19; 9:10; Лев 17:11), - причем чащевсего оно встречается вместе со словом "живая". Т.о., слово "душа"стало обозначать человека как такового, человека в целом (Быт 42:21;46:15; Чис 5:6; Иез 13:18 и след.; см.
также Быт 27:4,19,25,31; Чис 11:6; Ис 42:1; Плач 3:24). Выражение "душамоя" может выступать в значении "я" (Пс 41:2), что особенно ясно виднов тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Пс 6:4; 21:21).Слово "душа" может также иметь значение и "кто-то" (Быт 5:1,4; в Синод.пер. - "если кто..."). След., и о мертвом человеке можно сказать как обумершей Д. (Лев 19:28; 21:11; 22:4; Чис 6:6; 9:6; в Синод. пер. -"умерший", "мертвый"); б) выражения "душу мою", "душу его" и т.д.нередко имеют значение "себя", поскольку в др.-евр. языке возвратноеместоимение отсутствует; в) если считать, что Д. означает не толькосущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (->Тело), то станет понятным смысл таких выражений, как "укреплять душу"(Пс 18:8; 22:3), "хранить души" (Пс 96:10) или "сохранить душу" (Пс120:7). В последнем случае очевидно тождество понятий "душа" и "человекв целом", к-рое показано с помощью обычного
в библ. языке "параллелизма" - повторения одной и той же мысли в двухразных выражениях. "Человек в целом" подразумевается и тогда, когдаговорится о том, что Д. жаждет, алчет, насыщается (Пс 106:9; ср. 41:3;Притч 10:3; 25:25), голодает, утомляется, скорбит (Притч 27:7; Иер31:25) или подкрепляется (Плач 1:11,19), постится (Пс 68:11),отвращается (Чис 21:5; Иов 10:1) или оскверняется вкушением запрещеннойпищи (Иез 4:14). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек,поэтому выражение "душой и телом" указывает не на разделение этих двухэлементов, а на их целостность (ср. Пс 72:26; 83:3; Откр 18:13). Дажепосле
смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17-19; 10:21 ислед.; ср. 1Цар 28:11 и след. о Самуиле); 3) целостность личностипредполагает тождество Д. и силы, формирующей жизненный процесс, тоесть саму жизнь (ср. 3Цар 19:4). Эта жизнь находится в руках Божьих(Иов 12:10; Иез 18:4). Он может взять Д.=жизнь, поэтому в случае угрозыдля жизни люди опасаются за свою Д. (Нав 9:24; в Синод. пер. - "жизнь";ср. Иез 32:10). Спасти Д. означает вывести из опасности свою жизнь (Быт19:17); уловить душу иногда означает убить кого-л. (Пс 55:7). Т.о.,утрата души - это не что иное, как смерть человека: Д. умирает (Чис23:10; Суд 16:30), ее истребляют (Быт 17:14), обрекают на смерть (Суд5:18). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3Цар3:11). Человек порой не дорожит своей
душой (Суд 9:17; в Синод. пер. - "не дорожить жизнью"), но душа можетбыть и избавлена, спасена (Пс 6:5; 33:23; 114:4). Поэтому возвращениедуши означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (ср.3Цар 17:21 - "душа отрока"); об угрозе для жизни может свидет-вовать ивыражение "воды дошли до души моей" (Пс 68:2). Здесь, как и впредыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе Д. изтела в ВЗ говорится по-разному: напр., в Иер 15:9 сказано, чтоумирающий "испускает дыхание" (в соотв. с тем, что душу связывали спроцессом дыхания; ср. Быт 35:18), а в Пс 140:8; Ис 53:12 говорится,что душа "вытряхивается", т.е. исторгается силой (в Синод. пер. этопередано другими словами). Носителем "животной", т.е. "жизненной", души(нефеш) считалась кровь
(Быт 9:4 и след.; Лев 17:11). Кровь даже приравнивается к душе (Втор12:23), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещенычеловеку; ср. "голос крови" (Быт 4:10). Другое библ. название Д. -нешама, т.е. "дающая дыхание". Согл. этому понятию, при сотворениичеловека Д. была "вдунута" в него Богом (Быт 2:7, в Синод. пер. -"дыхание жизни"); Д. является "светильником Господним" в человеке, онаиспытывает "все глубины его сердца" (Притч 20:27, в Синод. пер. -"дух"). Д. также именуется "дыханием Вседержителя" (Иов 33:4). Именнонешама, согл. древней иуд. традиции, является бессмертной и независимойот тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подверженсмерти; 4) Д. человека трактуется и как орган чувств, при этом слово"душа" может быть заменено словом "сердце", к-рое будет иметь то жезначение. Д. страдает (Быт 42:21), томится и радуется (Пс 83:3; 85:4),мучается (Ис 53:11), любит (Быт 34:3; Песн 3:1-4), она нуждается вутешении и получает его (Пс 76:3; 93:19), Д. проявляет желания (Втор12:20 и след.; Мих 7:1), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2; Пс41:6), таит злые чувства или выражает их (Притч 13:2). Д. порой скорбит(Пс 118:81; в Синод. пер. - "истаевает от скорби"), изливается (вслезах) (Иов 30:16), Д. изливают пред Господом (1Цар 1:15). Иногда Д.мыслит ("говорит", 1Цар 20:4; в Синод. пер. - "желает"), сознает (Пс138:14) и волеизъявляет (Быт 23:8; в Синод. пер. - "вы"); 5) если Д.обозначает данную Богом жизнь (Ис 57:16, евр. нешамот; в Синод. пер. -"дух и всякое дыхание"; Иер 38:16) и если она является результатомБожьего
творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Д. можетоставаться здоровой и благополучной только в том случае, если онастремится к Богу, живет пред Ним (Быт 32:30; Пс 18:8; 93:19); тогда иБог защищает ее (Ис 38:17). Без Него Д. тоскует, жаждет и алчет общенияс Ним (Пс 41:3; 62:2), томится по Нему (Пс 83:3), теряет покой (Плач3:17), с Богом же она радуется (Ис 61:10) и утешается (Пс 76:3; 93:19).Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу,он должен всей Д. искать Бога (Втор 4:29) и любить Его (Втор 6:5;10:12). Д. призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Пс102:1,22; 103:1,35), а человеку следует чутко внимать своей Д. (Нав23:11). Независимо от того, воспринимается ли слово "душа" в значениителесной или духовной жизни
пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторонучеловеческого существования, а всего человека в его жизни предГосподом.

II. В НЗ: 1) а) здесь встречаются все известные в ВЗ понятия Д. [греч.псюхе]. Д. является силой, поддерживающей жизнь (Деян 20:10; Откр 8:9)и означает саму жизнь (Мф 2:20; 20:28; Ин 10:11,17; в Синод. пер. -"жизнь"; Деян 15:26; Рим 11:3), к-рую Бог дает человеку и возвращает кСебе (Лк 12:20). Человек может любить свою Д. ( Откр 12:11) илиненавидеть ее (Ин 12:25), заботиться или не заботиться о ней, дорожитьею (Мф 6:25; Лк 12:22; Деян 20:24). В НЗ, как и в ВЗ, Д. олицетворяетчеловеческую личность (Деян 2:41: "душ около трех тысяч"; 1Пет 3:20;ср. Мк 3:4; 1Кор 15:45: "душа живущая"); слово Д. также употребляется всмысле "кто-то" или "всякий" (Деян 2:43; Рим 13:1); б) в НЗ, как и вВЗ, Д. воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Мф 26:38;Ин 12:27), бывает охвачена
страхом и стеснением (Деян 2:43; Рим 2:9), раздражается (Деян 14:2; вСинод. пер. - "сердца"), колеблется (Деян 15:24) и мучается (2Пет 2:8);Д. может также и лелеять желания (ср. Лк 12:19; Откр 18:14). В НЗ, каки в ВЗ (Ис 1:14; 42:1), говорится о душе Божьей (Мф 12:18; Евр 10:38);в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, каксоздание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его"всею душою" (Мф 22:37). Д. в НЗ также имеет двойное значение,подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластнойволе Бога будущей жизни, над к-рой не властна смерть (ср. -> Жизнь,
II). В этом смысле Д. - это самое ценное, чем располагает человек (Мф16:26). Д., а значит, и человек в целом должна жить в согласии и впослушании своему Творцу и Господу (Мк 12:30; Лк 10:27; Еф 6:6). Есличеловек поступает вопреки этому, то Бог может "погубить" его Д. (Мф10:28), т.е. лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей Д.(Мф 16:26), к-рая подвержена искушениям и поддается им (1Пет 2:11; 2Пет2:14), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак 1:21; 5:20; ср. 1Пет1:9). Бог - Создатель Д. (1Пет 4:19), Он знает ее и призывается ею восвидет-во (2Кор 1:23), Он хочет очистить ее (1Пет 1:22). Христос - ееПастырь и
Блюститель (1Пет 2:25), желающий дать ей покой (Мф 11:29). Его ученикипризваны заботиться о Д. людей (2Кор 12:15; Евр 13:17; 3Ин 2). Человеквсегда подвержен опасности потерять Д., если в своем желании сберечь ееисходит только из опыта земной жизни (Мф 10:39; 16:25; Мк 8:35; 2) а)Д. отличается от духа [греч. пневма] (1Фес 5:23) в том случае, когдачеловеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышленияи волеизъявления, в отличие от Д. как силы, под-держивающей жизнь, икак органа восприятия. В Евр 4:12 говорится о разделении Д. и духа,осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые,ис-ходящие из глубины Д. намерения, к-рыми человек подсознательноруководствуется. В 1Фес 5:23 указывается, что и дух, и Д. нуждаются восвящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему(ср. Лк 1:46 и след.); б) о различии между Д. и духом говорится и в1Кор 15:44 и след., где Д. обозначает сущность "перстного", т.е.земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного натление, в отличие от "небесного Адама", живущего духом и названного"духом животворящим" (1Кор 15:45). "Духовный" и "душевный" в данномслучае - синонимы "небесного" и "перстного".
Противопоставление "первого Адама" "второму" восходит к двум различнымрассказам о сотворении человека, в первом из к-рых человек создается"по образу и подобию Бога", а во втором - "из праха земного" (Быт1:26,27; 2:7). В течение земной жизни Д. полностью объединена с телом,т.е. с плотью, к-рая может подчинить себе Д. и властвовать над ней(1Пет 2:11). Если подобное происходит с человеком, то чрево становитсяего богом, а крест Христов - врагом (Флп 3:18 и след.).
Божье освящение почиет на Д. как на сущности, в наиб. степениопределяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое-> возрождение.
Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо имуправляет по-земному настроенная Д. (1Кор 2:14; ср. Ин 14:17); 3) отом, что происходит с Д. после смерти, в Писании говорится по-разному.Если учесть, что Д. часто обозначает всего человека, становится ясно,что Библия не знает изобретенного философией и представленного внек-рых религиях понятия Д. как таковой, т.е. независимо от образаопредел. человека. Это убедительно показано в 1Фес 5:23, где говоритсяо сохранении человека во всей целостности духа, Д. и тела. Не толькотело, но и Д. нуждается в спасении и искуплении, и перед престоломБожьим
предстают не только Д., но и люди в целостности их Д. и тел ( Откр20:12,13). Для объяснения того, что происходит с Д. после смерти, нашихпонятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и вНЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто нехранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться вцарство мертвых (ср. Ис 14:9-11; Лк 16:22,23; -> Ад, преисподняя,II), пока их не призовут на последний (Страшный) -> суд по ->Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании волеБожьей, обетовано общение с Богом (Лк 23:43; ср. Флп 1:23), и они непредстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление окрови как о носителе души, подтверждается в Откр 6:9, где говорится оД. мучеников
у престола Божьего: они находятся там, куда, согл. ВЗ, стекается кровьжертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна,а сохранена. Но и здесь Д. существуют не как некие абстракции,отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, к-рымиих наделяет Божий Дух (ср. -> Воскресение). "

Благословений,
Виктор