Является ли Христос Иисус Богом?

Спрашивает Анна
Отвечает Виктор Белоусов, 14.06.2009


Мир Вам, Анна!

Вот что написано в Библии:

30 Я и Отец - одно.
( Иоан.10:30)

16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
( 1Тим.3:16)

Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
( Иоан.14:9)

Чтобы несколько систематизировать ответ, мы определим несколько сформулированных тезисов:

1) Является ли Иисус одной личностью с Отцом - нет. Иисус - это не Отец. В Писании много раз мы встречаем формулировки что Иисус обращается к Отцу и Отец к Иисусу. Вы как раз привели тексты об этом.

Иоанна 14:28, Иоанна 20:17, Иоанна 14:49, Матфея 14:2, 26-29, Матфея 20:23, 27, 1 Коринфянам 11:3, Евреям 9:24

2) Является ли Иисус одной сущностью с Отцом - да. При этом личности (ипостаси) все-таки разные (см.п.1). В чем разница? В проявлении.

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; (Синодальный перевод)
6 Он был в образе Бога, но не замышлял стать удерживал силой своего равенства Богу,
( Фил.2:6) (IBS)
6 Він, бувши в Божій подобі, не вважав за захват бути Богові рівним,
( Фил.2:6) (Огиенко)
6 Который, будучи в образе Божием, не счёл для Себя хищением быть равным Богу,
( Фил.2:6) (Кассиан)
6 Who, being in the form of God, thought it not robbery to be equal with God:
(Php.2:6) (KJV)
6 who, although He existed in the form of God, did not regard equality with God a thing to be grasped,
(Php.2:6) (NASB)

7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
( Фил.2:6-11)

30 Я и Отец - одно.
( Иоан.10:30)
«Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство; и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (33 стих)

Иоанна 17:5 Иисус молился: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»

16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
( 1Тим.3:16)

Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
( Иоан.14:9)

Иоанна 5:18: «И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу»

Титу 2:13 «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»

Колоссянам 2:9 «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно»

Христос о Себе: “ Иоан.10:30-31 “Я и Отец - одно”
Бог о Себе: “ Исх.3:14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий.”
Христос о Себе: “ Иоан.8:25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.”
Бог о Себе: “ Лев.22:2,3,8,9,16,30,31 и т.д. Я Господь.”
Фома о Христе: Иоан.20:28 “Господь мой и Бог мой!” Если бы Иисус не был Богом, то обвинил бы Фому в кощунстве.
Бог о Себе: Ис. 48:12 “Я первый и Я последний”
Христос о Себе: “ Откр.1:17 Я есмь Первый и Последний”
Пророчество Исаии о Христе: “ Ис.9:6 нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.”
Иоанн о Христе - 1 Ин.5:20 Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.

Приведу два примера из природы - Божьего творения.

Первый пример. Вода имеет три основных состояния: жидкое, твердое и газообразное. При этом ее химический состав H2O остается неизменным, но состояние и структура отличаются. Лед нельзя смешать с водой - он всегда будет плавать на поверхности, при этом оставаясь H2O. Кто-то может возразить, смотря на лед - это не может быть одно и то же с “водой”. Нельзя сказать что основное состояние льда - это вода, потому что в околоземном пространстве основное состояние воды - это лед. В некоторой мере это отражает сущность Бога - который являет Себя как Отец, Сын и Святой Дух.

Второй пример. Корпускулярно-волновой дуализм. Поток электромагнитного излучения может себя “вести” как частицы и как волны. Это весьма любопытно при изучении опытов, подтверждающих данную теорию - потому что не вписывается в рациональную “классическую” картину мира обычного человека. Ведь нельзя сказать что свет - это на 50% частицы, а еще на 50% - волны. В некотором роде это есть аналогия с природой Христа - Он одновременно на 100% человек и на 100% Бог.

Это аналогии, судя по которым мы можем увидеть что формулировки Писания, хотя и удивительны, но вполне реальны.

3) Равенство Сына и Отца. Теология - это не математика, где можно сказать 1+1=2. Нельзя сказать о двух личностях - Андрей равен Николаю, например. Они могут быть равны по своему социальному статусу, должности, воинскому званию - но они не равны в принципе. Если подразумевать “равенство” - как полное тождество, то Иисус не тождествен Отцу, потому что Он не Отец - а Сын. Потому что у Них есть как общие, так и различные черты.

Существую так называемые “непередаваемые” свойства Бога - творение ими не обладает. Далее приведу только некоторые тексты для примера, в Писании их значительно больше:

1. Всемогущество
Отец - “Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен”
( Быт.17:1)
Сын - “И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле”.
( Матф.28:18)

2. Всеведение
Отец - “Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю”.
( Ис.46:10)
Сын - “дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения”.
( Кол.2:2,3)
“Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.
( Иоан.2:24,25)
“Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел.”
( Иоан.16:30)

Вот более полный перечень текстов. Иисус увидел зло в сердцах книжников ( Матфея 9:4); Он знал заранее, кто отвергнет Его (Иоанна 10:64), а кто последует за Ним (Иоанна 10:14). Он мог читать в сердцах каждого мужчины и каждой женщины ( Марка 2:8; Иоанна 1:48; 2:24, 25; 4:16-19; Деяния 1:24; 1 Коринфянам 4:5; Откровение 2:18-23). Смертный может лишь догадываться о том, что происходит в сердцах и умах других. Христос владел знанием иных фактов, находящихся по ту сторону любого возможного человеческого восприятия. Он точно знал, где в воде была рыба ( Луки 5:4, 6; Иоанна 21:6-11), и Он точно знал, у какой рыбы во рту монета ( Матфея 17:27). Он знал грядущие события (Иоанна 11:11; 18:4), подробности, с которыми предстоит столкнуться ( Матфея 21:2-4), и Он знал, что умер Лазарь (Иоанна 11:14). Он обладал внутренним знанием Божественности, обнаруживая наитеснейшее из всех возможных общение с Богом. Он знает Отца, как Отец знает Его ( Матфея 11:27; Иоанна 7:29; 8:55; 10:15; 17:25). Христос знает все (Иоанна 16:30; 21:17), в Нем сокрыты все сокровища премудрости и знания (Колоссянам 2:3).

При этом Иисус до Своей смерти и воскресения имеет некоторые человеческие ограничения -
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
( Мар.13:32). Причина ясно описана в Фил.2:6-11 “Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной…”

3. Вездесущность
Отец - “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -
и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: “может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня [сделается] ночью, но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.”
( Пс.138)
Сын - “ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”
( Матф.18:20)

4. Вечен
Отец - “Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.”
( Ис.40:28)
Сын - “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же”.
( Евр.13:8)
“Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира”.
( Ис.9:6)

5. Обладание жизнью в Себе
Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
( Иоан.5:26)

В чем “разница” между Сыном и Отцом? Это не исчерпывающие формулировки, хочу подчеркнуть - чтобы больше раскрыть эту тему потребуется минимум объем книги.

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
( Фил.2:6-11)

Иисус ограничил и смирил Себя человеческой природой, у Отца этого ограничения нет.

Иисус прославляет Отца, Отец прославляет Сына -
“Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю” ( Иоан.12:28)
“Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит” ( Иоан.13:3)
“Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его” ( Иоан.5:22,23)

Отец творит через Сына -
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
( Иоан.14:10)
“Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте”
( Евр.1:1-3)

Благословений,
Виктор

P.S. В дополнение можно посмотреть две части статьи: