Три (третий) - Словарь В.П. Вихлянцева

-- количество сынов Ноя (Быт 6.10),
возраст жертв (Быт 15.9),
число месяцев укрывания младенца Моисея ( Исх 2.2, Деян 7.20, Евр 11.23),
количество дней пути ( Исх 3.18),
род, до которого Господь наказывает ( Исх 20.5, Чис 14.18, Вт 5.9),
число необходимых вещей для женщины ( Исх 21.10-11),
число главных праздников в году ( Исх 23.14,17, 34.23, Вт 16.16, 3Ц 9.25, 2Пар 8.13),
число ветвей светильника с одной стороны ( Исх 25.32),
число тысяч павших ( Исх 32.28),
число завес ( Исх 40.3,5,8),
число лет собирания урожая (Лев 19.23),
число благословений (Чис 6.24-26),
число побоев, после которого ослица заговорила (Чис 22.28),
число городов убежищ по каждую сторону Иордана (Вт 4.41, 19.2-3),
год отделения десятин левиту (Вт 14.28),
максимальное число свидетелей (Вт 17.6),
поколение идумеянина и египтянина, которое может войти в общество Господне (Вт 23.8),
число тысяч народа (Нав 7.4, Суд 15.11, 16.27, 1Ц 13.1, 24.3, 26.2),
число обращений Господа к отроку Самуилу, которые он не понял (1Ц 3.8),
число людей, козлят и хлебов (1Ц 10.3),
число сыновей Иессея, ушедших на войну (1Ц 17.13),
число поклонов (1Ц 20.41),
число тысяч овец (1Ц 25.2),
число погибших сыновей Саула (1Ц 31.6),
число сыновей Авессалома (2Ц 14.27),
число лет голода (2Ц 21.2),
число самых приближенных воинов Давида (см.) (2Ц 23.8,13),
число наказаний (2Ц 24.12-13),
время жизни Семея в Иерусалиме (3Ц 2.39),
число частей храма: притвор, Святое и Святое-святых (3Ц 6.2-3,16-17),
число рядов (3Ц 6.36, 7.3,4, Езд 6.4),
число волов на каждой стороне (3Ц 7.25),
время плавания (3Ц 10.22),
число распростертий (3Ц 17.21),
число повторений (3Ц 18.34),
число пятидесятков (4Ц 1.13),
число царей (4Ц 3.10),
число ударов (4Ц 13.18),
время осады (4Ц 17.5, 18.10),
время кратких царствований (4Ц 23.31, 24.1,8),
числа дочерей (1Пар 25.5, Иов 1.2),
число отрядов (Иов 1.17),
число друзей Иова (Иов 2.11),
место Израиля (Ис 19.24),
число лет пророчествования (Ис 20.3),
время воспитания (Дан 1.5),
количество молитв (Дан 6.10,13, 10.2,3),
время пребывания Ионы в ките (Ион 2.1),
число искушений (тела, ума, духа) (Мф 4.1-10, 1Ин 2.16, ср. Быт 3.6),
время пребывания Господа "в сердце земли" (Мф 12.40),
количество мер муки (Мф 13.33),
время пребывания народа с Иисусом (Мф 15.32),
день воскресения (Мф 16.21, 20.19, Мк 8.31, 9.31, 10.34, Лк 9.22, 18.33, 24.7,46, 1Кор 15.4),
число ближайших учеников Христа (Мф 17.1, 26.37),
число кущ (Мф 17.4),
число отречений Петра (Мф 26.34,75),
число молитв (Мф 26.44),
время созидания храма (Мф 26.61, 27.40, Мк 14.58, 15.29, Ин 2.19),
час распятия Христа (Мк 15.25),
продолжительность тьмы на земле (Мк 15.33),
время поисков Иисуса-отрока (Лк 2.46),
число бесплодных лет (Лк 13.7),
число дней делания дел Христа (Лк 13.32-33),
число посланных слуг (Лк 20.12),
число повторений (Ин 21.17),
число тысяч присоединившихся (Деян 2.41),
время слепоты Савла (Деян 9.9),
число посланных (Деян 10.7,19),
количество повторений видения (Деян 10.16),
время проповеди (Деян 19.8),
время (Деян 20.3,31, 28.7),
этаж, с которого упал Евтих (Деян 20.9),
небо восхищения ап. Павла (2Кор 12.2),
число молитв (2Кор 12.8),
количество частей (От 16.19).
Хотя число "три" иногда в Священном Писании употребляется иносказательно (например, Пр 30.15,18,21,29, Ам 1.3,6,9,11,13, 2.1,4,6, 4.4,7, Зах 11.8, Мф 13.33, Лк 11.5, а также, очевидно, и во многих из вышеприведенных мест), количество "три" имеет такое глубокое и таинственное значение, что перед ним человеческое разумение совершенно становится в тупик. Как многое человек может воспринимать только в тройственном исчислении, и самое главное -- конечно, Бога! Хотя Бог един, не троичен, о чем в Священном Писании говорится многократно (Мк 12.29.32, Ин 17.3, Иак 2.19, Иуд 25, Рим 14.26, 1Тим 1.17, 2.5, Евр 2.11), тем не менее мы, люди, не способны Его так воспринимать, и поэтому Он нам является как Отец, Сын (Слово) и Дух Святой ( 1Ин 5.7, ср. Ис 48.16, Мф 3.16-17, 28.19, Ин 14.16, Деян 1.7-8, 1Пет 1.2, 1Кор 6.11, 12.4-6, Гал 4.6, Еф 1.17, 2.18, От 1.4-5). Это можно попытаться пояснить на следующем примере (конечно, очень слабом и приблизительном, как всякое подобие). Люди в своем воображении и расчетах вычленили как "солнце" тот относительно плотный огненный шар, который человек может видеть в видимом свете (через очень плотный фильтр), центр которого по расчетам находится на расстоянии 150 млн км от земли. Но ведь солнцем является и этот видимый простым глазом кипящий огнем шар, и все его гигантские протуберанцы, и мощные излучения тепла, света и радиоволн во всем их объеме и на любом расстоянии, где бы они не проявлялись. Но мы не способны так абсолютно воспринимать солнце и оно для нас на земле -- лишь тепло и свет, которые мы ощущаем, и которые передаются нам соответствующими "полями" от этого диска на небе. Так и Бог (Отец), для нас непостижимый, является нам в Сыне (см.) Божием Иисусе Христе (Ин 1.18), нашем Спасителе и Господе, Который пришел на землю, пострадал за нас, искупил нас и теперь постоянно руководит нами через Духа Своего Святого. Слава Ему! Но в итоге все придет к Единому (1Кор 15.28). Кроме того, Бог не только един, но Он вечен, то есть неизменен (Евр 13,8) и поэтому только для человека есть прошлое, настоящее и будущее (снова три).
Един в конечном счете и сам человек (1Фес 5.23), но как трудно это утверждать для человеческого разума, привыкшего с испокон века членить себя самого на дух, душу и тело (опять три)!
Также и все внутри и вокруг человека. Привыкший для практических целей все измерять в длину, ширину и высоту, человек уже не может воспринимать и само пространство совершенным образом, а называет его трехмерным.
Вычленяя себя и отделяясь от Бога, человеческий ум вводит понятие "мир", через который познает свое взаимоотношение с Богом (будучи неспособным воспринять все совокупно), и таким образом снова получается тройственная модель: Бог -- человек -- мир (среда).
Вот еще пример троичности единого: истинное Писание (или Слово, или мысль Божия, которая открывалась пророкам) -- наша Библия (данный перевод на конкретный язык) -- наконец, то понимание, которое дает нам Господь при чтении Библии. И если нами руководит Дух Божий, тогда это понимание совпадает с первым -- истинным значением и мы воспринимаем первоначальное Слово Божие целостно, истинно -- как откровение, а не как цитату и штамп.
Вся человеческая история распадается на три этапа: сила -- закон -- благодать. Осознать действие этих этапов совокупно человеческий разум отказывается. Но то же можно полностью приложить и к жизни отдельного человека (накапливание -- осознание -- отдача). И вновь -- все эти этапы фактически совпадают, ибо жизнь едина.
История Церкви состоит из рождения, страданий на земле и соединения со Христом. Это соответствует и истории народа Божия: исход из Египта -- пустыня -- вход в обетованную землю. Эти же этапы можно различить и в жизни верующего человека: обращение -- страдание -- соединение со Христом. Хотя человек после обращения еще долго живет, страдая, на земле, верою он уже взят на небо (Еф 2.6) и, таким образом, все эти этапы соединены.
Наш Господь однажды пришел на землю для нашего искупления -- Он постоянно приходит за нас пред лицо Отца Своего, ходатайствуя за нас -- Он придет в конце веков за нами (Евр 9.26,24,28). Бог в Мф 22.32 назван Богом трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова.
Эти примеры можно было бы продолжить.
В Писании кроме того имеется много тройственных повторений в различных повествованиях (см. например, Чис 6.24-26, 3Ц 19.17, Пс 113.17-19, 117.2-4, Пр 21.21, Ис 6.3, 33.22, Иер 7.4, 22.29, Иез 21.27, Мф 23.23, Лк 17.26-30, Ин 14.6, Рим 11.36. 1Кор 12.4-6, 13.1-3, Флп 2.10, От 3.5,8,12,18, 4.5,8, 5.3), которые говорят не об особой поэтической форме повествования, как думают некоторые толкователи, а об особой человеческой способности воспринимать некоторые важные положения.